Теория организации

Учебные материалы, статьи и конспекты лекций.

Все предметыТеория организации



Противоречия в организациях

Коммуникация в организациях осуществляется с учетом взаимоотношений в организации. Виды взаимоотношений рассматриваются в диапазоне от полной поддержки до антагонизма. Полная поддержка свидетельствует либо о пассивности подчиненных и большом авторитете руководителя, либо о некомпетентности подчиненных работников. Часто встречающиеся реакции подчиненных - это противоречие. Противоречие – это результат взаимодействия сторон с различной степенью восприятия и оценкой одного и того же явления и объекта, которые находятся во внутреннем единстве (в рамках системы), и является источником развития и познания.

Противоречия имеют 4 ступени:

  • - различие;
  • - поляризация;
  • - столкновение;
  • - антагонизм.

Различие возникает в том случае, если руководитель и подчиненный строят взаимоотношения в целях, основных средствах и методах выполнения заданий. Различие состоит в разном подходе к отдельным сторонам реализации поставленной цели и задачи.

Поляризация характеризуется взаимоотношением в целях и задачах, поставленных руководителем перед подчиненными, но различным подходом к средствам их реализации. Поляризация не мешает выполнять эти цели заданным путем. Различия и поляризация – естественное отношение в производственных условиях, в которых подчиненный оценивает и пытается понять и выполнить порученную работу.

Столкновения характеризуются пониманием и поддержкой только части общего задания со стороны подчиненных. Возникают различные формирования частных целей и задач, и различные способы реализации частных целей. Столкновение возникает при большом разбросе компетентности между руководителем и подчиненным; переход на производство нового изделия. Низкий уровень управленческого образования руководителя.

Антагонизм характеризуется неадекватным подходом руководителя к цели общими и частными средствами и методами их реализации.

Виды противоречий:

  • 1. Производственные противоречия, возникают в рамках отдельных частей (подсистем) между субъектом и объектом управления (спрос и предложение).
  • 2. Личностные противоречия, отражают бытовой уровень отношений между людьми и удовлетворяются отдельными социальными потребностями и интересами человека или между человеком и коллективом, между двумя сотрудниками.

Конфликт – временные эмоциональные изменения настроения человека или группы людей в связи с получением новых данных, существенно меняющих старое представление об объекте или процессе. С помощью конфликта можно управлять противоречиями. Конфликты бывают естественные и искусственные, деловые (открытые) и межличностные (скрытые). Кроме того, они могут быть порождены интригой. Управлять конфликтами можно с помощью компромисса, который можно достичь с помощью консенсуса путем подавления одной из сторон, приоритета потребностей и интересов общества.





← предыдущая лекция

следующая лекция →