Основы менеджмента

Учебные материалы, статьи и конспекты лекций.

Все предметыОсновы менеджмента



Понятие организации. Жизненный цикл организации

Организация – это:

  • - процесс, посредством которого создается структура управляемой системы;
  • - система взаимоотношений прав, целей, ролей, видов деятельности, которые имеют место в процессе совместного труда;
  • - совокупность людей и групп, объединенных для достижения определенных целей, решения каких-либо задач на основе установленных правил и процедур разделения труда и обязанностей.

Условия, при которых группу людей можно считать организацией:

  • - наличие не менее 2-х людей;
  • - наличие одной общественно полезной цели, которую все принимают как общую;
  • - наличие членов группы, которые намеренно работают вместе.

Этапы жизненного цикла организации:

  • 1. Выхаживание: организация рождается тогда, когда идею создания принимают несколько внешних человек. Кроме финансовой готовности должна быть готовность рынка.
  • 2. Младенчество: компания в этот период обладает нечеткой структурой. Необходим реальный бизнес-план, направление денежных потоков. Решения должны быть гибкие и четкие. Молодой организации опасны принятия решений на основе опыта других.
  • 3. Быстрый рост (стадия «давай-давай»): изменяется видение бизнеса. Внутри организации не существует четких должностных обязанностей. Обязанности могут пересекаться. Организация построена вокруг людей, а не вокруг задач. Делегирование полномочий условно. Для компании характерно реактивное поведение; продолжает действовать методом «проб и ошибок». Создается набор правил и норм и появляется административная система.
  • 4. Юность: организация появляется на свет еще и духовно, появляется идеология (набор идей). Появляется проблема несоответствия мотивации и поощрения. Надо выполнить определенные действия для спасения организации: делегирование полномочий, изменение системы руководства, изменение целей. Найм менеджера или консультанта, пересматриваются нормы и уставы. Происходит изменение орг. культуры, смещение целей, смена ролей.
  • 5. Расцвет: организация достигает баланса между гибкостью и самоконтролем. Появляется программа развития. Ориентация на потребителя. Появляется предвидение. Осуществляется рост продаж и прибыли. Создается сеть первых младенческих организаций.
  • 6. Стабилизация: компания теряет гибкость. Инновации не поощряются. Увеличение прибыли. Хороший административный аппарат. Мало внимания на внешнюю среду. Снижаются расходы на маркетинг. Нет стремления завоевывать новые рынки. На первый план выходят межличностные отношения.
  • 7. Аристократизм: деньги тратятся на укрепление системы контроля. Акцент на то, как делаются вещи, а не на то, как и почему. На первый план выходят традиции. Формализм в одежде и поведении. Ориентация на достижение краткосрочных целей. Склонность отрицать существующую реальность.
  • 8. Ранняя бюрократизация: акцент на том, кто вызывает проблемы, а не на том, что нужно сделать. Множество конфликтов, открытая борьба в организации.
  • 9. Бюрократизация и смерть: теряется функциональная ориентация; бессмысленный контроль. Смерть компании символизирует смена владельца.





← предыдущая лекция

следующая лекция →