Основы менеджмента

Учебные материалы, статьи и конспекты лекций.

Все предметыОсновы менеджмента



Внешняя среда организации

Внешняя среда организации ? это совокупность материальных и нематериальных явлений, находящихся вне организации, но влияющих на ее деятельность.

Общие характеристики внешней среды:

  • - все факторы находятся во взаимосвязи;
  • - сложность среды (число факторов, на которые организация обязана реагировать, уровень вариативности каждого фактора);
  • - подвижность (скорость, с которой происходит изменение внешней среды);
  • - неопределенность внешней среды (ограничения информации и достоверность этой информации, подвижность среды усугубляет сложность неопределенности).

Внешняя среда бывает прямого и косвенного воздействия.

К внешней среде прямого воздействия относят пять элементов:

  • - поставщики;
  • - потребители;
  • - ресурсы;
  • - конкуренты;
  • - правовые условия.

Поставщики ? это те, кто обеспечивают организацию сырьем, комплектующими, оборудованием, запчастями. Поставщики поддерживают движение предприятия «на входе». Выбором оптимальных схем, путей и объемов поставок занимается логистика.

Потребители ? это те, кто использует производимую организацией продукцию и услуги. Потребители фактически обеспечивают смысл деятельности организации. Именно для удовлетворения запросов потребителей создается и функционирует предприятие. Поэтому потребитель является центральной фигурой внешней среды каждой организации. Изучением своих потребителей, их запросы, пожелания к потребляемой продукции и услугам занимается маркетинг. В сферу маркетинга входит не только изучение, но и поиск, и даже «создание» новых потребителей.

Ресурсы ? это потенциальные силы и средства, которые могут быть вовлечены в производственный процесс. Основными видами ресурсов производства являются: трудовые, финансовые, энергетические.

Конкуренты ? это фирмы, предлагающие аналогичную продукции и услуги. Основной конкурентный показатель любой продукции – это соотношение «цена-качество».

Правовые условия – это трудовое и налоговое законодательство страны. Законы должны предоставлять равные условия предприятиям всех форм собственности. Налоговая система обязана стимулировать производство.

Внешняя среда косвенного воздействия на организацию – это экономический, политический и социальный факторы.

Экономический фактор - из общего состояния экономики, уровня технологического развития, качества и стоимости ресурсов, платежной способности.

Политический фактор внешней среды включает как общеполитическую ситуацию в стране, так и отношение органов власти к сфере деятельности предприятия.

Социальный фактор ? это отношение общественного мнения к экономической политике и частной собственности.

Технологический фактор – насколько развита технология государства, можно сказать то, на сколько работает организация в государстве.





← предыдущая лекция

следующая лекция →