Основы менеджмента

Учебные материалы, статьи и конспекты лекций.

Все предметыОсновы менеджмента



Контроль как функция менеджмента

Контроль - процесс, обеспечивающий достижение организацией поставленных целей. Процесс контроля устанавливает реальное положение дел в организации и выявляет резервы, устанавливает и поддерживает обратную связь, ориентирует руководителей, на что нужно обращать внимание, стимулирует исполнителей к более качественной работе, играет корректирующую роль дальнейшей деятельности на основе полученных результатов.

Технология контроля:

  • 1. Выбор концепции контроля (система, процесс, предмет, цель).
  • 2. Выбор нормы контроля (этические, правовые).
  • 3. Выбор объема и области контроля (полный, эпизодический, выборочный).
  • 4. Определение целей контроля (целесообразность, правильность, регулярность).
  • 5. Методы контроля (предварительный, текущий).

Основные принципы осуществления системы контроля:

  • 1. Всеохватывающий.
  • 2. Привлечение всего персонала организации или её значительной части.
  • 3. Четкая стратегическая направленность.
  • 4. Цель контроля - чтобы не допустить, предупредить возможные ошибки и упущения.
  • 5. Своевременный.
  • 6. Экономичный и эффективный.
  • 7. Открытый и гласный.

Разновидности контроля:

  • 1. Предварительный - содержит проверки на этапе планирования, используется в трёх ключевых областях: человеческих (анализ деловых и профессиональных знаний, прав, обязанностей, условий поощрения), материальных (проверяется наличие запасов сырья, гарантированность поставок), финансовых ресурсов (проверка бюджета, сметы).
  • 2. Текущий - означает наблюдения и проверки по ходу деятельности (исполнения).
  • 3. Заключительный - осуществляется по конечному результату.

В процедуре контроля выделяют три этапа:

  • 1. Выработка стандартов и критериев оценки (определяются параметры функционирования и развития организации, которые нужно контролировать; принимают вид стандартов и нормативов).
  • 2. Сопоставление достигнутых результатов с установленными стандартами (руководитель должен определить на сколько фактические результаты соответствуют его ожиданиям, установить степень допустимости или относительной безопасности обнаруженных отклонений от стандартов).
  • 3. Принятие необходимых корректирующих действий (выбор одной из 3 альтернатив: ничего не предпринимать, если сопоставление фактических результатов со стандартными говорит о том, что установленные цели достигнуты, установить отклонения или пересмотреть стандарт).





← предыдущая лекция

следующая лекция →