Основы менеджмента

Учебные материалы, статьи и конспекты лекций.

Все предметыОсновы менеджмента



Понятие и классификация принципов менеджмента

Принципы менеджмента - это основополагающие идеи, закономерности, нормы и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих действий, сложившихся в социально-экономических условий. Принципы управления универсальны, т.е. применимы для воздействия на личность и для оптимального управления любым социумом – официальным или неофициальным.

Принцип цели: проблема цели является центральной, она определяет и регулирует действия и является основным законом, сложным алгоритмом поведения, подчиняющим себе все стороны управленческого воздействия. Метод построения дерева целей помогает управленцу координировать свою работу, а также ее направленность. Однако метод управления по целям не будет эффективен при высокой централизации управления и слабой мотивации труда.

Принцип правовой защищенности управленческого решения: требует от руководителя знания действующего законодательства и принятия управленческих решений только с учетом соответствия этих решений действующим правовым актам.

Принцип оптимизации управления: оптимизация и упрощение сложных производственных систем – необходимое условие для более эффективного использования постоянно растущих объемов информации, что определяет прогресс этих систем. Централизация позволяет широко, масштабно распределять все виды резервов и ресурсов, но при этом неизбежно подавляется творческая инициатива исполнителей, не всегда оптимально решаются тактические задачи. Децентрализация освобождает членов коллектива постоянной докучливой опеки, эффективно стимулирует инициативу, полнее раскрывает потенциальные возможности личности; эффективна, если принимают обоснованные и важные решения и эти решения не требуют согласований и утверждения руководством, но она имеет опасную тенденцию к втягиванию управляемого процесса в анархию, хаос.

Принцип делегирования полномочий: состоит в передаче руководителем части возложенных на него полномочий, прав и ответственности своим компетентным сотрудникам.

Принцип соответствия: выполняемая работа должна соответствовать интеллектуальным и физическим возможностям исполнителя.

Принцип автоматического замещения отсутствующего: замещение отсутствующего (болезнь, отпуск, командировка) должна решаться автоматически на основе действующих служебных должностных инструкций и регулироваться формально.

Принцип первого руководителя: важные стратегические решения контролирует 1-е лицо в организации.

Принцип одноразового ввода информации: информационное направление менеджмента, функцией которого является управление банками данных, обеспечивающее создание четкой организационной структуры, позволяющей своевременно выдавать достоверную информацию в том виде, который облегчал бы процедуру принятия решений.

Принцип новых задач: применение современных средств в управлении и технических средств в обработке информации позволяет решать принципиально новые управленческие задачи.

Принцип повышения квалификации: настоятельно требует обязательного повышения квалификации всех сотрудников, занятых в производственном процессе, независимо от занимаемой должности.

Принцип монтера «Мечникова»: любое управленческое решение должно быть обеспечено документально или материально.





← предыдущая лекция

следующая лекция →