Основы менеджмента

Учебные материалы, статьи и конспекты лекций.

Все предметыОсновы менеджмента



Характеристики организации как социально-экономической системы

Организация - это объединение индивидов и групп, действующих на основе общих целей, интересов и программ разделения труда и обязанностей. Организации, в которых для достижения общих целей применяется совместный труд людей, являются социально-экономическими. Они обладают следующими свойствами:

1. Наличие общих целей, которые определяют предназначение производственной организации, производимые ее продукты и услуги, обеспечивающие удовлетворение общественных потребностей.

2. Процессы, протекающие внутри организации. Деятельность организации состоит из трех основных процессов:

  • - преобразование сырья в конечный продукт;
  • - получение ресурсов из внешней среды;
  • - передача продукта во внешнюю среду.

Процессы можно подразделить на две большие группы:

  • - носящие материально-вещественный характер;
  • - информационные процессы.

Другой подход к классификации процессов основывается на их роли в создании новых ценностей. В этом случае процессы можно поделить на три группы:

  • - первичные или основные: они включают все виды работ и услуг, непосредственно связанных с созданием продукта: предпроизводственная логистика, производство, послепроизводственнная логистика, послепроизводственное обслуживание.
  • - вторичные или обеспечивающие: их основная задача - поддержание основных процессов с точки зрения непрерывности и экономичности: снабжение, техническое развитие и управление персоналом.
  • - управленческие или инфраструктурные: менеджмент, управление, финансирование, бухучет, юриспруденция.

3. Внутренняя среда организации. Она формируется под воздействием переменных, оказывающих непосредственное влияние на происходящие в ней процессы.

4. Разделение труда и функций специализации. Результат организации зависит от того, располагает ли она возможностями для достижения поставленных целей и в первую очередь от выполняемых ею функций. Функции производственной организации включают в себя маркетинг, производство, финансы, НИОКР, персонал и менеджмент.

5. Зависимость от внешней среды. Внешняя среда характеризуется как совокупность переменных находящихся за границами организации, которые не являются сферой непосредственного воздействия руководства. Внешняя среда оказывает разнообразное влияние на организацию по степени, характеру и периодичности воздействия.

6. Необходимость управления. Разделение труда в социально-экономической системе и появление совместной деятельности определяет необходимость управления и согласования, координации этой деятельности. Организация – это система координации поведения. Основными составляющими организации являются:

  • - люди, входящие в нее;
  • - цели, ради которых она создана;
  • - управление, которое приводит в действие потенциал организации для достижения ее целей.

Концепция менеджмента основана на предположении о том, что природа управленческой деятельности заключается в координации действий индивидов, групп и организаций. Задачей менеджмента является выявление возможностей повышения индивидуальной, групповой и организационной деятельности.





← предыдущая лекция

следующая лекция →