Основы менеджмента

Учебные материалы, статьи и конспекты лекций.

Все предметыОсновы менеджмента



Индивид в социальной организации

Поведение человека в организации может быть представлено в виде следующей модели:

  • 1 – включает те элементы организационной среды, которые взаимодействуют с человеком: рабочее место, рабочий коллектив, правила поведения.
  • 2 – совокупность возможных стимулов и методов воздействия на поведение человека: используются социально-психические методы, организационные, экономические.
  • 4 – это восприятие воздействий человеком, их оценка и осознанное или неосознанное принятие решений о поведении.
  • 6 – состоит из двух частей: то, чего человек добился для себя и то, что человек сделал для организации, как ответ на стимулирующее воздействие.

Поведение человека и принятие решений в значительной мере определяются типом личности, структурой характера, взглядами, а также воздействиями, которым он подвергается вне своего пребывания в организации. Это, прежде всего, среда, в которой он формируется, нормы, ценности, верования, семья, принадлежность к определенным группам, жизненный опыт.

Организационная система сама по себе также начинает оказывать воздействие на человека, которое изменяет или переориентирует его поведение.

Процесс вхождения человека в организацию создает условия для формирования поведения человека в организации, а также систему мотивации и контроля, чтобы действия человека не выходили за рамки установленных норм и правил.

Социальное поведение человека, согласно ролевой теории личности Парсонса и Дарендорфа описывается двумя понятиями:

  • - социальный статус или степень признания (уважения) и принятия личности, основанные на его положении.
  • - социальная роль или совокупность действий, которые должен выполнить человек, имеющий данный статус.

Характерные черты поведения человека в организации:

  • - ценностные предпосылки – цели организации, формирующие ценностные предпосылки, т.е. цели, на которых сотрудник основывает свои решения;
  • - восприятие воздействий: человек воспринимает воздействие, которое оказано на него организацией и ее членами;
  • - ожидание: у человека формируются устойчивые ожидания, взаимоотношения с организацией и другими людьми в организации;
  • - моральный дух организации: желание сотрудников активно участвовать в осуществлении целей организации и отдавать ей всю свою энергию.





← предыдущая лекция

следующая лекция →