Основы менеджмента

Учебные материалы, статьи и конспекты лекций.

Все предметыОсновы менеджмента



Власть и влияние в организации

Власть - способность осуществлять свою деятельность по собственному усмотрению.

Полномочия - это формальная власть, которой обладает лицо благодаря своему положению в иерархии организации:

  • 1. Полномочия определены в должностных инструкциях.
  • 2. Полномочия признаны подчинёнными и законами.
  • 3. Реализация полномочий - по вертикали сверху вниз.

Влияние - это воздействие, которое оказывает тот или иной субъект на людей, организацию или происходящие события. Влияние определяет реальную степень власти у человека. Формы:

  • 1. Организационная власть:
    • - законная (лигитимная) власть – это способность оказывать влияние благодаря служебному положению;
    • - поощрительная власть – способность вознаграждать поведение других;
    • - принудительная власть – способность наказывать за отклонения в поведении и поступках.
  • 2. Личная власть:
    • - экспертная власть – влияние на других с позиции профессионализма;
    • - референтная власть – основана на харизме, личных чертах характера.

Структурная власть - это власть благодаря положению человека в структуре, властью над теми, кто ниже.

Ситуационная власть - это власть, которую человек может захватить, (получить) в определённой ситуации, как наиболее компетентный, обладающий наибольшим статусом, или наиболее уверенно ведущий себя в данной ситуации.

Власть «снизу - вверх» - это власть эксперта, который обладает наибольшей компетентностью, большей властью при принятии решений в своей области, нежели его начальство.

Политическое поведение - поведение, которое находится в противоречии с властной системой, рассчитана на получение выгод для отдельного лица или подразделения.

Эталонная власть - власть примера. Характеристики или свойства менеджера настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же.

Руководство (менеджмент) - это способность менеджеров воздействовать на поведение как отдельных сотрудников так и на коллективы работников через механизм межличностных и поставленных задач и целей организации.

Эффективный руководитель, как правило, обладает чертами лидера, т.е. человека способного иметь последователей, влиять на людей. Власть - это возможность влиять на поведение других.





← предыдущая лекция

следующая лекция →