Основы менеджмента

Учебные материалы, статьи и конспекты лекций.

Все предметыОсновы менеджмента



Концепция организационной культуры

Культура организации - совокупность традиций, норм, обычаев, убеждений на предмет положительных и отрицательных явлений, происходящих в организации и в обществе в целом. Формирование организационной культуры зависит от ряда факторов. К их числу можно отнести отраслевую принадлежность фирмы, историю становления и развития ценностей в организации, степени влияния менеджеров и неформальных лидеров.

Основные направления организационной культуры:

1. Отношение к целям и задачам, стоящим перед работниками. Данное направление может быть изучено благодаря более глубокому взгляду на функции мотивации труда и контроля. Неадекватное отношение к целям и задачам может являться следствием недостатка квалификации, низкой мотивации к труду, ошибочными формами контроля.

2. Отношение между работниками организации в сфере коммуникационной политики. Важным вопросом является использование профессиональных, специальных терминов, неформальных коммуникаций. Данное направление организационной культуры способствует лучшему взаимопониманию и более высокой производительности труда.

3. Отношение работников к временному ресурсу организации. Данный вопрос может быть рассмотрен в двух аспектах:

  • - те рабочие места, которые напрямую связаны с определенным технологическим циклом работы, требуют достаточно жесткого подхода к вопросам отношения к временному ресурсу. Здесь должен строго соблюдаться распорядок дня, технологические перерывы, а также продуманы вопросы дублирования функций работника на случай отсутствия.
  • - там, где допустимо использование параметров целей, как ключевого фактора управления, соблюдение временного регламента может быть более гибким (коммерческая, юридическая служба, бухгалтерия).

    4. Отношение персонала к технологическому оборудованию, предметам и средствам труда. Исследования подтверждают прямую зависимость производительности труда и поддержания в исправности тех. оборудования. С этой целью необходимо проводить политику планово-профилактических ремонтов, поддержания чистоты, порядка и связанных с этим вопросов мотивации труда.

    5. Отношение персонала к нововведениям, оценка мотивации труда при нововведениях. Инновации являются неотъемлемой частью современного менеджмента. В то же время, исследования доказывают существование определенной инерционности поведения персонала в политике инноваций. Практика управления предлагает вовлечение наиболее подготовленных работников, неформальных лидеров в процесс разработки инноваций.

    6. Наличие малых социальных групп, формируемых по тому или иному признаку, их влияние на эффективность управления. Менеджмент организации призван использовать малые социальные группы в структурном проектировании, а также в процессе распределения работ.

    7. Отношение к профессиональной и организационной карьере.

    В целом, культура организаций насчитывает свыше 20 направлений своего существования. Это и отношение людей к социальным и экономическим явлениям, политическим событиям, семейно-бытовым ситуациям. Знание и управление процессами, происходящими в рамках культуры организации способствует поддержанию на должном уровне показателей производительности труда, объема продаж, культуры обслуживания, качества производимых товаров и услуг.