Основы маркетинга

Учебные материалы, статьи и конспекты лекций.

Все предметыОсновы маркетинга



Рынок как условие и объективная основа маркетинга

При трактовании понятия «рынка» выделяют два подхода:

  • 1. Экономический, где рынок рассматривается как механизм, определяющий спрос и предложение;
  • 2. Подход, связанный с политико-идеологическим содержанием, выражается в следующем:
    • - рынок рассматривается как способ организации общественного производства;
    • - рынок - как способ поведения хозяйствующих субъектов;
    • - рынок - как способ мышления, формирующий соответствующие мировоззрения участников хозяйственной деятельности.

Классификация рынков:

  • - по объекту обмена: рынок товаров и услуг, рынок факторов производства, финансовые рынки;
  • - по типу потребителей: потребительский рынок, рынок производителей, рынок посредников;
  • - с точки зрения географического расположения: национальный рынок, региональный рынок, местный рынок;
  • - по рыночному механизму: рынок с участием государства, без участия государства, рынок с государственным регулированием;
  • - по структуре конкуренции: монополистический, олигополистический, рынок монополистической конкуренции, рынок чистой конкуренции (совершенный рынок).

Монополистический рынок – один продавец и много покупателей, нет близких заменителей продукта монополиста, высокий барьер входа на рынок, что не позволяет появляться на данном рынке другим продавцам; свободная ценовая политика; монополист не заинтересован в изменении продукта, не обременяет себя рекламой, и должен помнить, что при высоких ценах может вмешаться государство.

Олигополистический рынок – на рынке существует 2-10 фирм, которые контролируют около 60% рынка, высокие барьеры входа и выхода; всеобщая взаимозависимость не позволяет вести свободную ценовую политику; конкуренция ведется на основе качества, технических характеристик; высока вероятность сговора.

Рынок монополистической конкуренции – действует более 10 фирм, как правило, доля одного составляет около 1% объема рынка, товар дифференцирован по качеству, внешнему виду, раскрученности марки; продавец не считается с реакцией своих конкурентов, каждый продавец имеет определенную монополию на цену своего товара; данная модель позволяет свободно входить и выходить с рынка.

Рынок чистой конкуренции – работает большое количество продавцов, каждый из которых контролирует небольшую долю рынка, из-за чего не в состоянии влиять на него; конкуренция ведется на основе себестоимости, т.е. на основе затрат; большое значение имеют новые технологии, оборудование, совершенствование управления производством.





← предыдущая лекция

следующая лекция →