Основы маркетинга

Учебные материалы, статьи и конспекты лекций.

Все предметыОсновы маркетинга



Оценка степени монополизации рынка

Различают следующие типы рынков по состоянию конкуренции:

  • 1. Рынок чистой конкуренции. Множество продавцов недифференцированного товара, отсутствие явных сегментов рынка, отсутствие существенных барьеров входа/выхода. Производство продукции массового назначения.
  • 2. Рынок монополистической конкуренции. Множество продавцов взаимозаменяемых товаров, каждый их которых для определённого узкого сегмента рынка. Товары очень дифференцированы по качеству, ценам, условиям продажи. Покупатели из одного сегмента редко переходят в другой. Барьеры, ограничивающие сегмент, существенны.
  • 3. Рынок олигополистической конкуренции. 3-5 продавцов одинаковых или взаимозаменяемых товаров на одном рынке. Сегментация обычно отсутствует, но если раздел рынка разрешён законом страны, то сегментация может быть по географическому признаку и т.п. Барьеры существенны.
  • 4. Монопольный рынок. Без конкуренции. Рынок считается монопольным, если наряду с монополистом, который занимает больше половины рынка, работает множество мелких фирм. Такой рынок может быть смешанным, если мелкие продавцы начинают предлагать модификации продуктов для выявленных сегментов по ценам или условиям.

На любом из вышеперечисленных типов рынков могут присутствовать участники с очень большими долями рынка. Их наличие ограничивает свободную конкуренцию, поэтом в большинстве стран законом установлены ограничения степени монополизации рынка.

Для оценки степени монополизации используются следующие показатели:

  • 1. Число фирм, предлагающих на рынке данный товар и их группировки по размерам, специализации и другим признакам.
  • 2. Общий объём продаж товара на рынке и долей производителей.
  • 3. Доли малых, средних и крупных фирм в общем объёме рынка.
  • 4. Коэффициенты монополизации рынка, в частности индекс Хиршмана-Херфинделя. Это сумма квадратов долей фирм, выраженных в процентах (на данном рынке). Если значение < 1800, то рынок считается немонополизированным, и на нём разрешаются слияния и поглощения фирм. При значении от 1800 до 2500, рынок считается частично монополизированным, и для слияния фирм требуется разрешение правительства или антимонопольного комитета. Если коэффициент > 2500, то любые слияния и поглощения запрещены.

В России в результате экономических реформ большинство рынков были демонополизированы. Но с конца 1990-х годов начался процесс укрупнения и поглощения компаний.





← предыдущая лекция

следующая лекция →