Основы маркетинга

Учебные материалы, статьи и конспекты лекций.

Все предметыОсновы маркетинга



Жизненный цикл продукта

Жизненный цикл продукта связан с техническим процессом, возможностями производства и конкуренцией на рынке. Он от них зависит и на них влияет. Типичный вид жизненного цикла и его стадии:

  • 1. Вывод на рынок/тестирование рынка.
  • 2. Рост продаж и спроса.
  • 3. Насыщение спроса.
  • 4. Стабилизация спроса и продаж.
  • 5. Спад продаж.
  • 6. Прекращение производства продукта.

Стадии 3 и 4 часто объединяются в одну стадию «зрелость продукта». Стадии 2 и 3 иногда не разделяются, и тогда 4 стадия – «насыщение». Иногда не разделяются 5 и 6 стадии.

Со стадиями связаны и другие экономические закономерности, в частности функции адаптации потребителей к новому продукту. Основная прибыль от выпуска предприятие получает на стадиях 3 и 4. А на стадиях 1 и 6 – может нести убытки. Поэтому эффективность производства продукта должна рассматриваться за всё время цикла.

Изготовитель заинтересован в максимальном продлении стадий с высокой рентабельностью продаж, и для этого обеспечивает конкурентоспособность на этих стадиях. На стадиях 1 и 2 путём усиленной рекламы, на 2 и 3 – расширением и адаптацией сбыта, на 3 и 4 – освоением новых рынков и новых сегментов рынка, на 4 и 5 – вариацией товара, улучшением качества, снижением цены, освоением новых рынков, рекламой и стимулированием спроса.

На формирование товарной политики влияют не только жизненные циклы продуктов, но и жизненные циклы технологий, которые могут совпадать или быть разными по длительности. Длительность жизненных циклов за последние 150 лет сократилась с нескольких десятилетий до нескольких лет (месяцев).

Реальные жизненные циклы могут существенно отличаться от типичного.





← предыдущая лекция

следующая лекция →