Основы маркетинга

Учебные материалы, статьи и конспекты лекций.

Все предметыОсновы маркетинга



Позиционирование товара на рынке

Решив, на каком сегменте выступать, фирма должна решить, как проникнуть в этот сегмент. Если сегмент уже устоялся, значит, в нём есть конкуренция. Боле того, конкуренты уже заняли в рамках сегмента свои позиции. И прежде, чем решить вопрос о собственном позиционировании, фирме необходимо определить позиции всех имеющихся конкурентов.

Позиционирование товаров – расположение, размещение товаров на рынке, а также создание в сознании покупателей предпочтительных стимулов к приобретению товара, обеспечивающих его прибыльность и конкурентность.

С учётом выявленных позиций конкурентов фирма может избрать один из двух имеющихся в её распоряжении путей:

  • 1. Позиционировать себя рядом с одним из существующих конкурентов и начать борьбу за долю рынка (продукция должна быть лучше, сервис, большие ресурсы).
  • 2. Разработать в рамках данного сегмента продукцию, которой ещё нет на рынке (технические возможности, экономические возможности, наличие покупателей).

По отношению к потребителю:

  • - местоположение (например, СТО на шоссе);
  • - в сознании (например, имидж фирмы, товара).

По отношению к другим товарам:

  • - субституты – товары-заменители (например, чай, кофе);
  • - комплиментарные – товары-дополнители (например, хлеб, масло);
  • - нейтральные товары.

Основные типы позиционирования товара на рынке:

  • 1. На основе отличительного качества товара;
  • 2. На основе выгоды или возможности решения проблемы при использовании товара;
  • 3. На особом способе использования;
  • 4. На основе ориентации на определенную категорию потребителей;
  • 5. По отношению к конкурирующей марке;
  • 6. На основе разрыва с определенной категорией товаров.

При определении позиции продукта на рынке часто используют метод построения карты позиционирования в виде двухмерной матрицы, в которой представлены продукты конкурирующих фирм. Для построения карты выбираются два наиболее важные для потребителя категории продукта. Затем с учетом их наличия у нашего товара и товаров конкурентов наносят на матрицу в виде кругов разного диаметра, который зависит от занимаемой доли на рынке данного товара или марки.





← предыдущая лекция

следующая лекция →