Основы маркетинга

Учебные материалы, статьи и конспекты лекций.

Все предметыОсновы маркетинга



Управление ценами на рынках различных типов

Тип рынка нужен, чтобы правильно построить ценовую политику. Для разработки цен необходимо знать тип будущего рынка. Существуют такие рынки:

1. Рынок чистой конкуренции. Множество фирм, предлагающих однородные взаимозаменяемые товары. Доли фирм малы, и ни одна из них в отдельности не влияет на общий уровень цен. Цены зависят от соотношения спроса и предложения. Все продавцы ориентированы на средний уровень цен. При повышении спроса можно быстро поднять цены и получить выигрыш. Снижение цен позволяет увеличить сбыт и при высокой эластичности спроса по цене получить большую прибыль. Но при малой эластичности это невозможно. Таких рынков много: металл, топливо, сельскохозяйственное сырьё, хлебобулочные изделия.

2. Рынок чистой монополии. Это рынок одного продавца (государственного или частного предприятия). На таком рынке обычно действуют государственные регуляторы цен:

  • - прямое установление цен (ЖКХ, транспорт);
  • - предельные значения цен (минимум, максимум);
  • - предельные нормативные рентабельности;
  • - специальные налоги на сверхприбыль.

За рубежом монополисты не делают цены слишком высокими, чтобы не навлекать на себя контроль государства и конкурентов.

3. Рынок монополистической конкуренции. Состоит из множества продавцов, взаимозаменяемой продукции, но существенно различающейся качеством, оформлением, потребительским предпочтением. Цены на такие дифференцированные товары варьируются в широком диапазоне. Идёт острая конкуренция между продавцами. Усиливается дифференциация товаров. На такой рынок легко проникнуть. Всё это связано с углублением сегментации потребителя.

4. Олигополистическая конкуренция. Это рынок нескольких продавцов, либо одинакового товара, либо разных товаров. Каждый из них внимательно следит за конкурентами. Цены меняют очень осторожно и применяют следующие стратегии ценообразования:

  • - координация цен;
  • - стандартизация калькуляции структуры цен с добавлением нормы прибыли;
  • - изменение цен путём изменения объёма продаж и использование скидок за опт;
  • - стратегия ответных мер.





← предыдущая лекция

следующая лекция →