Микроэкономика

Учебные материалы, статьи и конспекты лекций.

Все предметыМикроэкономика



Спрос и закон спроса. Факторы, определяющие спрос

Спрос - это платежеспособная потребность, а именно те конкретные товары и услуги, которые люди выбирают и готовы покупать по определенной цене в течение данного отрезка времени. Спрос – это обобщенный термин, описывающий форму поведения покупателей, а именно их готовность платить за приобретаемые товары и услуги.

Объем спроса на товар – это то количество товара, которое покупатели желают приобрести за некоторый промежуток времени и имеют возможность сделать это.

Процесс товарообмена и ценообразования на рынке характеризуется рядом законов, которые определяют особенности поведения участников рынка в зависимости от изменения соотношения количества обмениваемых товаров и их цен. Одним из таких законов выступает закон спроса.

Закон спроса определяется обратной зависимостью между ценой товара и объемом спроса, т.е. объем спроса растёт при снижении цены на единицу товара и снижается при её росте. Таким образом, спрос связывает количество покупаемого товара с его ценой.

При увеличении количества определенного товара на рынке, его продажа возможна только при снижении его цены. Малейший дефицит привычных для покупателей товаров на рынках вызовет тенденцию повышения их цен.

Кроме того, закон спроса характеризует еще одну важную особенность рынка: снижение объема спроса на товар происходит не только по причине роста цены, но также вследствие насыщения потребностей, т.е. происходит постепенное уменьшение объема спроса на любой из товаров, представленных на рынке.

Факторы, влияющие на изменение спроса:

  • 1. Численность и структура населения. Рост числа потребителей приводит к расширению рыночного спроса, а при сокращении численности он будет сужаться. Старение населения будет сопровождаться сокращением спроса на блага, предназначенные для активного отдыха, зато расширится спрос на медикаменты.
  • 2. Предпочтения потребителей. Причины изменений в предпочтениях потребителей могут быть вызваны как изменениями во вкусах самих потребителей, так и внешними воздействиями (реклама).
  • 3. Уровень доходов потребителей. Рост доходов потребителей расширяет их бюджетные возможности – следовательно, увеличивает и спрос. И наоборот.
  • 4. Потребительские ожидания оказывают влияние на спрос в виде склонности к накоплению запасов. Люди связывают свои ожидания с изменениями в уровне дохода и в уровне рыночных цен. Если потребители ожидают увеличения будущих доходов, то их склонность увеличить текущие расходы возрастет, что приведет к расширению спроса. И наоборот. Инфляционные ожидания, т.е. устойчивые предложения о повышении цен на благо в будущем, являются стимулом для увеличения текущего спроса.
  • 5. Цены взаимосвязанных благ. Если относительная цена на какое-то благо увеличилась, то потребители постараются найти ему заменитель. Когда блага дополняют друг друга в потреблении, то изменение спроса на одно благо вызывает изменение спроса и на другое.





← предыдущая лекция

следующая лекция →