Микроэкономика

Учебные материалы, статьи и конспекты лекций.

Все предметыМикроэкономика



Механизм формирования равновесной цены

Рассмотрим механизм формирования равновесной цены на классическом примере конного рынка, его разработал Эйген Бем-Бавер.

Суть заключается в том, что в исходной ситуации на рынке сталкиваются десять покупателей и восемь продавцов, каждый продавец и покупатель оценивает лошадь исходя из своих собственных представлений о ее полезности, необходимости и т.д.

Покупатели определяют для себя максимальные цены, которые они могли бы заплатить, а продавцы определяют для себя минимальные цены, по которым они могут продать лошадей. Условия сделки должны быть выгодны и продавцу, и покупателю, поэтому они не будут продавать или покупать по цене равной их субъективной оценке.

А – покупатели, В – продавцы.

А1 – 300 А2 – 288 А3 – 260 А4 – 240 А5 - 220 А6 – 210 А7 – 200 А8 – 180 А9- 170 А10 – 150

В1 – 100 В2 – 110 В3 – 150 В4 – 170 В5 – 200 В6 - 215 В7 – 250 В8 – 260

Торги начинаются с цены равной 130 - это цена выгодна всем покупателям, но не устраивает продавцов, кроме 1 и 2 . В результате спрос превышает предложение, и покупатели начинают увеличивать цену. При росте цены до 150 ничего не меняется. Затем начинается отсев покупателей, при повышении цены до двухсот выпадают от А10 до А7 (вкл) , при повышении цены чуть больше 200 увеличиваются шансы покупки, потому что включаются продавцы до В5 . Данный процесс иллюстрирует тот факт, что по мере роста цены сокращается число покупателей и возрастает число продавцов. При повышении цены до 210 покупатель А6 мог бы еще купить, но в этом случаи одному из пяти оставшихся пришлось бы покупать за 215, что не соответствует требованиям единства цены. При повышении цены выше 210 шестой покупатель выбывает и устанавливается равенство спроса и предложения. Стремясь получить дополнительные выгоды, продавцы стремятся увеличить цены, и если она поднимется выше 220, то сократится число покупателей и предложение превысит спрос. Останется 4 покупателя и 6 продавцов. После этого начинается обратный откат цены, при снижении цены до 215 сохраняется превышение предложения над спросом, при снижении цены ниже 215 восстанавливается равновесие спроса и предложения. В итоге цена равновесия установится в интервале 210<Р<=215.

При этой цене спрос равен предложению, а именно на рынке присутствует 5 продавцов и 5 покупателей.

Цены рационируют спрос покупателя, информируя его на какой объем потребления товара он может рассчитывать. Цены подсказывают продавцу, какое количество товара ему следует доставить на рынок. В конечном счете продавцы продают все, что хотели бы продать по этой цене, а покупатели покупают все, что хотели купить.

Данный рыночный механизм - это механизм, проявляющийся в чистом виде в той ситуации, когда на рынке отсутствуют другие силы кроме производителей и потребителей. Очень часто такой силой, которая вмешивается в механизм формирования равновесных рыночных цен, является государство.

Государство в отдельных случаях устанавливает максимальные цены , т.е. некоторые цены ,которые превышать нельзя , в других случаях оно устанавливает минимальные цены, т.е. цены, которые уменьшать нельзя.

Наиболее существенный вред государственного вмешательство проявляется, когда уровень максимальных цен ниже равновесных цен, а уровень минимальных цен выше равновесных цен.

Оптимально проблему равновесия решает только рынок, поскольку любые самые точные расчеты уровня цен (рыночных) в лучшем случае учитывают прошлую информацию, и даже в самом идеальном варианте дадут то же самое решение за деньги, которое рынок даст бесплатно.





← предыдущая лекция

следующая лекция →