Экономика недвижимости

Учебные материалы, статьи и конспекты лекций.

Все предметыЭкономика недвижимости



Сравнительный подход к оценке недвижимости

На цены недвижимости всегда оказывают влияние мнения, так называемых, «типичных» продавцов и «типичных» покупателей. Поэтому при наличии достаточного количества данных о продажах аналогичных объектов определения рыночной стоимости рассматриваемой недвижимости целесообразно вести, используют сравнительный подход.

Сравнительный подход основан на сопоставлении стоимости объекта оценки с его аналогами, о сделках с которыми имеется необходимая и достаточная информация. В основе этого подхода лежит предположение о том, что рациональный покупатель никогда не заплатит за конкретную недвижимость больше, чем ему обошлось бы приобретение аналогичного объекта с такими же свойствами. Реальность оценки зависит как от активности, так и насыщенности того сегмента рынка, к которому относится оцениваемый вид недвижимости. Поэтому для получения более точного результата оценки требуется провести тщательный отбор аналогов.

Основными требованиями к отбору аналога оценки являются:

  • - аналог должен быть идентичен объекту оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам;
  • - цена аналога должна браться при состоявшихся исходных условиях сделки.

Подход базируется на:

  • - принципе замещения;
  • - принципе сбалансированности;
  • - принципе спроса и предложения.

Оценка недвижимости с использованием сравнительного подхода осуществляется с соблюдением следующей последовательности проводимых мероприятий:

  • - изучение рынка;
  • - сбор и проверка достоверности информации о предлагаемых на продажу или недавно проданных аналогах объектах оценки;
  • - проведение сравнения о подобранных аналогах и объекте оценки;
  • - корректировка цен продаж выбранных аналогов в соответствии с их отличиями от объекта оценки;
  • - установление стоимости объекта оценки.

Изучение рынка проводится, в частности, с целью выявления недавно проданных и предлагаемых на продажу аналогов объекта оценки. Из-за сокрытиях данных об условиях сделки аналога и реальной продажной цены объекта аналога анализ рассматриваемой ситуации может основываться только на цене официального предложения сопоставимых объектов.

Основными источниками для анализа является информация:

  • - регистрационных служб;
  • - страховых компаний;
  • - информационных служб и брокеров по недвижимости;
  • - периодических изданий по недвижимости (спамов);
  • - информация, предоставляемая участниками сделок;
  • - архивы оценщиков.

Сбор и проверка данных об отобранных объектах:

  • - точность оценки зависит от количества и качества собранной информации;
  • - абсолютно одинаковых продаж не бывает;
  • - совпадение наблюдается только по ряду характеристик.

На конкретную цену продажи недвижимости могут повлиять различные специфические обстоятельства, в частности:

  • - экономическая рациональность действия сторон;
  • - типичность мотивации продавца и покупателя.

Поэтому данные о каждой продаже должны обязательно проверяться оценщиком, чтобы получить подтверждение данных, представленных продавцом, покупателем или брокером.

Для определения итоговой стоимости объекта необходимо проведение корректировки сопоставимых продаж. Расчет и внесение корректировок в цену проводится на основе логического анализа предыдущих расчетов с учетом значимости каждого показателя. Наиболее важным моментом является точное определение поправочных коэффициентов. При анализе аналогов прежде всего необходимо учитывать следующие отличия:

  • - месторасположение объекта;
  • - условие финансирования;
  • - условия сделки;
  • - дата продажи;
  • - физические характеристики (размер, износ, количество помещений и т.д.);
  • - экономические особенности;
  • - способы использования;
  • - отдельный компонент стоимости, не связанный с недвижимостью.

Основные условия, определяющие возможность применения сравнительного подхода:

  • - объект не должен быть уникальным;
  • - необходимо наличие достаточного количества сопоставимых аналогов (в том числе, по времени сделок);
  • - информация должна быть исчерпывающей, включающей условия совершения сделок;
  • - факторы, влияющие на стоимость сравниваемых аналогов, должны быть сопоставимы.

Преимущества сравнительного подхода:

  • - позволяет учесть мнения типичных продавцов и покупателей в итоговой оценке;
  • - в ценах продаж отражаются изменения финансовых условий и инфляции;
  • - этот метод статистически обоснован;
  • - позволяет вносить корректировки, учитывающие отличия сравниваемых объектов;
  • - при наличии достаточного количества данных для анализа метод сравнительно прост в применении и дает надежные результаты.





← предыдущая лекция

следующая лекция →