Государственное регулирование

Учебные материалы, статьи и конспекты лекций.

Все предметыГосударственное регулирование



Государственное регулирование предпринимательства

Предпринимательский потенциал - это возможности предпринимательства в удовлетворении различных потребностей субъектов экономики.

Цель государственного регулирования предпринимательства заключается в создании благоприятных условий функционирования и развития предпринимательских структур.

Задачи государственного регулирования предпринимательства:

  • 1. Разработка, принятие и контроль за выполнением законодательства, обеспечивающего правовую основу и защиту интересов предпринимательства.
  • 2. Ослабление прямых методов вмешательства и повышение роли экономических методов стимулирования.
  • 3. Создание условий для свободной, добросовестной конкуренции на рынке.
  • 4. Обеспечение макроэкономического равновесия (посредством бюджетной и денежно-кредитной политики)
  • 5. Содействие инвестициям и инновациям в производстве.
  • 6. Обеспечение свободного перемещения трудовых ресурсов.

Малые предприятия обеспечивают работой большинство трудоспособного населения в мире:

  • - Евросоюз- 72% (заняты в малом бизнесе)
  • - Япония- 78%
  • - США – 54%
  • - Россия- 13%

Значение малого бизнеса определяется тем, что:

  • - в сфере малого предпринимательства осуществляется большая часть всех инвестиций и инноваций. В России только 3% инвестиций осуществляет малый бизнес.
  • - является фактором формирования среднего класса.
  • - малые предприятия производят основную часть ВВП: Россия- 12%

Государственная поддержка малого бизнеса служит:

  • - содействию и решению проблемы занятости,
  • - стимулированию конкурентных начал в экономике,
  • - служит поддержкой инноваций в производстве,
  • - формированию благоприятного предпринимательского климата и сокращению теневой экономики.

В России – 12% на малые предприятия. Крайне неравномерно размещены на территории страны. 137 тысяч предприятий:

  • - в Центральном федеральном округе 33%
  • - в Москве 19%
  • - в Санкт- Петербурге 11%
  • - в ЮФО 10% ( в Ставропольском крае более 1%, в Ростове 2,8%, в Ингушетии, Калмыкии, Чечне самый малый %, сотые доли).

В России малые предприятия неравномерно развиты по различным видам экономической деятельности (больше всего в торговле - 45%, сельском хозяйстве - 2,6%, рыболовстве - 0,2%, транспорте - 0,7%, добыче полезных ископаемых- 0,4%, связи - 0,7%, образовании - 0,2%, здравоохранении - 1,0%).

Существует закон «О малом бизнесе».

Барьеры на пути малого бизнеса: внешние и внутренние.

Внешние барьеры:

  • - связаны с неразвитостью правовой системы, слабой защитой частной собственности и предпринимателя в частности,
  • - недостаточная определенность макроэкономической ситуации,
  • - неадекватность финансовой инфраструктуры (поиск финансовых ресурсов, плохое кредитование)

Внутренние барьеры:

  • - отсутствие современных навыков управления и хозяйствования,
  • - низкий уровень предприятий и менеджерской культуры,
  • - отсутствие экономического образования.

Направления поддержки малого бизнеса в России:

  • - в законах и нормативно- правовых актах ФЗ № 88 1995 «Закон о поддержке малого бизнеса»
  • - государственная программа «Основные направления социально-экономической политики России на долгосрочную перспективу»:
    • а) совершенствование законодательной и нормативно- правовой базы, устранение административных барьеров (упрощение регистрации малых предприятий, установление принципа «одного окна», льготные регистрационные сборы, замена разрешительного порядка регистрации на уведомительный)
    • б) государственное стимулирование субъектов кредитных отношений в сфере малого бизнеса
    • в) снижение налоговой нагрузки и упрощение налогового администрирования
    • г) развитие небанковских институтов финансирования малого предпринимательства
    • д) меры имущественного обеспечения малого бизнеса
    • е) совершенствование информационного обеспечения субъектов малого бизнеса
    • ё) развитие конкурентной среды в экономике.
  • - ФЗ от 24.07.2007 № 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».





← предыдущая лекция

следующая лекция →