Основы планирования

Учебные материалы, статьи и конспекты лекций.

Все предметыОсновы планирования



Стратегический план развития предприятия: цель, плановый период, разделы, содержание, показатели экономической эффективности и финансовой устойчивости

Стратегия – это образ будущего предприятия. Стратегическое планирование содержит перечень стратегически важных инвестиционных проектов, сроков их осуществления и исполнителей, а также количественную характеристику затрат и результатов. Цель стратегического планирования – создание и реформирование бизнеса и продукта компании, направленное на успешное ее развития и достижение поставленных задач.

Основные задачи стратегического планирования:

  • выполнить внутреннюю (анализ финансового состояния) и внешнюю (исследование влияния внешней среды) диагностику;
  • осмыслить различные альтернативные варианты развития предприятия;
  • сделать технико-экономическое обоснование базового варианта;
  • разработать долгосрочный план финансирования;
  • измерить рост стоимости компании за счет инновационных и инвестиционных проектов, как критерий оценки экономической эффективности стратегического плана развития предприятия.

Стратегическое планирование является первым системообразующими плановым документом. Стратегический план составляется на 3 – 5 или более лет. Корректируется по мере изменения рыночной ситуации и необходимости принятия стратегических новаций. Из стратегического плана вытекают новые инновационные и инвестиционные проекты, которые обеспечивают решение технических и управленческих стратегических задач.

Место стратегического плана в системе планирования, последовательность планирования и критерии оценки экономической эффективности основных форм планов можно представить следующим образом.

  • 0. Стратегия развития предприятия.
  • 1. Стратегический план на несколько лет (критерий оценки экономической эффективности – рост стоимости предприятия).
  • 2. Бизнес-планы инвестиционных проектов (критерий оценки экономической эффективности – срок окупаемости инвестиций).
  • 3. Годовой бизнес-план развития предприятия (критерий оценки экономической эффективности – рентабельность собственного капитала).
  • 4. Годовой техэкономплан предприятия с поквартальной разбивкой (критерий оценки экономической эффективности – рентабельность продукции).
  • Содержание стратегического плана развития предприятия.
  • Стратегический план маркетинга.
  • Конкуренты.
  • Стратегические инновации.
  • Долгосрочный план финансирования инвестиций.
  • Проект баланса предприятия (стоимость имущества).
  • Проект объема продаж (дохода). Показатели экономической эффективности.

Оценка стоимости предприятия нужна, как исходная позиция для планирования ее роста в долгосрочном периоде, а также для продажи. В теории и на практике имеется три подхода к оценке стоимости – затратный, сравнительный и доходный. В пределах каждого подхода имеется несколько методов оценки стоимости. Сравнительный подход – применяется тогда, когда есть примеры продажи аналогичных субъектов хозяйствования. Он применяется редко, так как абсолютно одинаковых компаний не существует. Затратный – применяется часто, так как оценка стоимости осуществляется по данным бухгалтерского учета.

Экономический смысл затратного подхода состоит в том, чтобы рассчитать стоимость капитальных затрат по данным баланса предприятия в настоящее время.

Экономический смысл сравнительного подхода состоит в том, чтобы сравнить капитальные затраты на приобретение аналогичного объекта.

Экономический смысл доходного подхода состоит в том, что оценивается и сравнивается доходность предприятий в данной рыночной нише.





← предыдущая лекция