Классификация инноваций
1. Классификация по объектам иннововаций, месту расположения и степени новизны.
В зависимости от вида обьекта:
- – предметная инновация (новые материальные ресурсы, сырье);
- – процессная инновация (новые услуги, производственные процессы).
По месту в системе п/п:
- – инновации на входе (новые материальные ресурсы, информация);
- – инновации внутри системы (новые п/фабрикаты, технологические процессы);
- – инновации на выходе (новые продукты, услуги, процессы).
В зависимости от степени новизны:
- – радикальные – новый продукт на основе изобретения пионера;
- – улучшающие – на основе изобретения улучшающего изобретеня пионера;
- – модификацион – новый продукт на основе рацпредложения.
Изобретение – новое или обладающее существенными отличиями техническое решение практической задачи в любой области хозяйствования. Изобретение пионер – выдающееся изобретение, которому не предшествовали протатипы. Открытие – установление неизвестных ранее объективно существующих закономерностей. Рациональное предложение – техн. решение, обладающее относительной новизной. Наиболее эффективными являются радикальные инновации, частота их появления – 1-2 в 40-50 лет.
2. Классификация с учетом сфер деят. п/п:
- – производственные (новые технологии, институты образования);
- – торговые (новые формы обслуживания покупателя, новая организация складирования и хранения товара);
- – социальные (новый способ разрешения социальных конфликтов);
- – управленческие (новые системы управления, способы планирования).
3. Классификация в зависимости от характера использования:
- – потребительские инновации (для удовлетворения личных потребностей);
- – производственные (направлены на увеличение экономического эффекта).
4. Классификация по иерархическим уровням организации:
- – инновации в ВЭД;
- – для внутрифирменного уровня – инновации в производственных процессах, структуре организации
- – для персонального упр-ия – инновации в технике личного труда, методах построения деловой карьеры
- – научно-технический эффект,
- – экономический эффект;
- – экологический;
- – интегральный;
- – социальный.
5. Классификация по форме представления идейной сути: открытия, изобретения, ПМ, промышленные образцы, ноу-хау, технологии.
Псевдоинновации – незначительные видоизменение продукта и технологий производств, не оказывающие существенное влияние на их свойства и параметры.