Особенности РФ как федерации
Современная федеративная деятельность между РФ и субъектами происходит через разграничение полномочий, предметов ведения. Это осуществляется двумя документами – договором и соглашением оразграничений предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами РФ.
В России существует следующее федеративное соотношение:
- 1) предметов ведения РФ ( их порядка 50)
- 2) предметов совместного ведения РФ и субъектов РФ ( около 40)
- 3) предметов ведения субъектов РФ (порядка 50, но число их конституционно не ограниченно)
На основе федеративного договора формируются отдельные договоры и соглашения, которые эти предметы ведения и определяют.
В предметах ведения РФ преимущественно находятся силовые вопросы – это армия, МВД, МЧС и т.д., международные отношения, федеративная собственность и др.
В предметах совместного ведения РФ и субъектов РФ находится, например, наука и образование, здравоохранение и др.
В предметах ведения субъектов РФ находятся вопросы границ субъектов, утверждения бюджета.
Совместное ведение предполагает софинансирование бюджета РФ и бюджета субъекта РФ, например науки, развития малого и среднего бизнеса.
Но есть предметы совместного ведения, финансируемые только субъектом.
Так, должность омбуцмена в Тверской области финансируется из бюджета Тверской области, хотя является предметом совместного ведения. То есть имеется ряд вопросов, финансирование которых осуществляет субъект РФ, несмотря на то, что эти вопросы являются предметом совместного ведения.
Предметы ведения и полномочия субъектов устанавливают 2 вопроса: определяют полномочия законодательного регулирования субъекта и определяют полномочия государственного управления.
Существуют договора о разграничении предметов ведения и полномочий между РФ и субъектом РФ, их назначение:
- 1) учесть специфику субъектов;
- 2) выравнивание состояния региона;
- 3) инструмент отстаивания своих прав регионами.
Договора о разграничений предметов ведения и полномочий подписываются Президентом и главой региона и вносится в Государственную Думу для утверждения.
Другая форма сотрудничества – это соглашения о передаче полномочий либо снизу вверх, либо сверху вниз, они подписывается главой региона и соответствующим министром и утверждается главой правительства.