Форсайт
Форсайт вырос из Дельфи-метода. Переход от Дельфи-анализа является классической основой Форсайта и осуществляется через расширение числа экспертов, когда в список экспертов добавляется лица, принимающие решения (ЛПР), а также отдельные социальные группы населения. В Дельфи-методе на первом месте стоят эксперты, на втором – ЛПР, а на третьем – самые различные слои населения, например, студенты.
В настоящее время Форсайт существует в двух проявлениях:
- 1) прогностическая процедура (задача – получить прогноз);
- 2) управленческая процедура (в социальных исследованиях метод исследования превращается в метод управления, это очень важная особенность).
Форсайт как прогноз:
- Опрашиваемая группа – это эксперты.
- Цель опроса – согласование трендов, выработка согласованного видения будущего.
- Базовая деятельность –исследовательская.
Форсайт как управление.
- Опрашиваемая группа – преимущественно ЛПРы.
- Цель опроса – выработка согласованных требовании к будущему (устанавливается норма). Это социальный конструктивизм, общество можно конструировать, создавать, а не просто ожидать чего-то от общества, что оно станет таким-то.
- Базовая деятельность – управленческая.