Ценностные основы средового анализа
Средовый анализ – это анализ среды чего-то.
Основная схема средового анализа сводится к тому, что выделяется некий субъект управления, который взаимодействует со средой. В качестве полисубъектной среды выступают другие субъекты управления.
Аналогичным образом можно рассматривать принцип тройственности (Лассуэллы), где, если рассматривать работу государства, то в качестве среды будут выступать уже 2 субъекта управления – это бизнес и НКО.
Средовый анализ является проявлением ценностно – ориентированного менеджмента, то есть менеджмента, ориентированного на создание корпорации как новой стоимости, то есть капитализацию корпорации. Это новая современная управленческая парадигма.
С ценностно – ориентированным менеджментом связана теория заинтересованных сторон. Согласно ей все решения должны приниматься с учётом интересов всех сторон (акторов), способных существенно повлиять на благосостояние фирмы. Такие стороны называются стейкхолдеры (в переводе с анг. владелец доли – акционеры). Эти стороны содействуют развитию фирмы или решению задач государства, муниципалитета). Стейкхолдеры – это лица, которые могут и хотят помочь, располагая для этого необходимыми ресурсами.
В настоящее время со стейкхолдерами тесно связано понятие краудфандинга (оказание денежной помощи) и краудсортинга (также работа со стейкхолдерами).
Классическим вариантом теории заинтересованных сторон выступает сбалансированная система целевых показателей.
С теорией заинтересованных сторон связаны ещё другие современные понятия менеджмента и маркетинга, в частности маркетинг сотрудничества (это выявление всех своих стейкхолдеров). В методе Форсайт так же осуществляется поиск стейкхолдеров.
Особую роль маркетинг стейкхолдеров играет в современном инновационном менеджменте, где выступает ключевым видом анализа.
Средовый анализ используется в прогнозировании, так называемом, средовым прогнозировании. В нём рассматривается:
- 1) природная среда субъекта управления и прогнозирования;
- 2) технологическая среда;
- 3) социальная среда;
- 4) трансцендентная среда.