Особенности проведения SWOT-анализа
Существует особое понятие – «матрица SWOT-анализа», включающая в себя 4 объединённых списка для анализа.
В каждом поле исследования должны рассматриваться всевозможные парные комбинации и выделены те, которые должны быть улучшены при разработке стратегии организации.
Существует особая диалектика метода «SWOT-анализа». Диалектика представляет собой метод, показывающий скачки развития мышления. Раньше считалось что самый побеждающий класс – это класс, владеющий диалектикой (пролетариат). Диалектика указывает на то, что мышления не является непрерывным, оно способно развиваться прерывно. Все мировые процессы развиваются через противоречия и борьбу между ними.
Самый древний диалектик – это Гераклит. Гераклит говорил о том, что война основа всего.
Диалектика этого метода заключается в том, что вырабатывая стратегию следует помнить о том, что угрозы и возможности могут перетекать в свою противоположность. Например, неиспользованные возможности вполне могут стать угрозой, так как этими возможностями могут воспользоваться другие. И наоборот, удачно предотвращённые угрозы могут открыть дополнительные возможности, так как конкуренты могут не устранить эту угрозу.
Особенности проведения SWOT-анализа:
- – Необходимо строго соблюдать последовательность этапов (анализ должен начинаться с анализа возможностей и угроз)
- – Анализ сильных и слабых сторон организации необходимо увязывать с исследованием угроз и возможностей
- – Необходимо, чтобы все выявленные стороны были понятны и учтены. Иначе потеряется возможность для анализа
Правила проведения SWOT-анализа.
1) Необходимо оставить попытки сдерживать своё воображение и воображение других лиц, участвующих в работе.
Когда речь идёт о генерации сильных и слабых сторон может применяться метод номинальных групп (раскрывает воображение, не даёт проявляться критике).
2) Если во время работы одна и та же характеристика попала в список слабых и сильных сторон одновременно, то на это следует обратить особое внимание. Это может свидетельствовать о точке вхождения в прорывную идею, то есть появляется шанс выхода в метасистему (надсистему).
Смотрим на свою деятельность как бы сверху, тогда возникает возможность приращения базовой деятельности (получаем «прибавочную стоимость» – «прибавочную деятельность»).
3) Правило о знании правила: если рассматривать в качестве слабых сторон те стороны, которые всегда принято считать слабыми, а в качестве угроз те факторы, которые принято большинством считать угрозами, то SWOT-анализ не приведёт к прорывным идеям. Прорывные идеи появляются только тогда, когда участники смогли прорваться через предрассудки и представили слабую сторону как сильную, а на угрозу посмотрели как на неожиданно открывающуюся возможность
Это общие правила применения SWOT-анализа.