Мировая экономика

Учебные материалы, статьи и конспекты лекций.

Все предметыМировая экономика



Тенденции развития в международной торговле

Основные изменения и тенденции развития в международной торговле на современном этапе затрагивают:

  • - отраслевая структура;
  • - географическая;
  • - связь национальных хозяйств с другими странами и т.д.

Основные изменения:

  • 1.Увеличенная доля готовых изделий и уменьшенный удельный вес сырья и продовольствия, кроме топлива. Причины уменьшения доли сырья:
    • - расширилось производство синтетических материалов;
    • - широкое использование ресурсов отечественного сырья;
    • - переход производства на ресурсосберегающие технологии.

    Резко возросла торговля минеральным топливом.

    2. Большое значение приобретает обмен полуфабрикатами, промежуточными изделиями и деталями конечного продукта. Причина: рост специализации в условиях НТП (научно – технического прогресса).

    3. Важную роль в мировой торговле приобретает экспорт и импортирование услуг «невидимый» экспорт (транспорт, туризм, банк и страховые компании, платежи за патенты, доходы от рекламы, обучение, здравоохранение). Уменьшение экспорта некоторых традиционных услуг (транспорт). Рост экспортных услуг, связь с применением достижений НТП, торговля патентами и лицензиями.

    4. Опережающими темпами растет торговля между промышленно – развитыми странами (США, Япония, Германия). Развивающиеся страны около 70% экспорта товаров направляют в развитые страны.

    5. Сдвиги в отраслевой специализации развивающихся стран в мировой торговле (экспорт, специализация). Развитые страны переносят материалоемкое и трудоемкое производство в страны с развивающейся промышленностью.

    6. Усиление зависимости национальных хозяйств от внешнего рынка. Рост доли производства, идущего на экспорт (экспортная квота), увеличение доли товаров, покупаемых за рубежом (импортная доля).

    7. Внешнеэкономические сделки бартеризируются (покупатели требуют у поставщиков, купить их товар в обмен на другой).

    8. Изменение в методах конкурентной борьбы. На второй план отходит ценовая конкуренция. Приоритет – качество товара. Грамотно поставленная реклама и послепродажное обслуживание.

    9. Наряду с законной торговой практикой расширяется криминальная торговля.

    10. Внешняя торговля используется для достижения внешнеэкономических целей (политическое требование).

    11. Постепенное движение к либерализации внешней торговли. Освобождение мировой торговли от ограничений (либерализм).

    Вывод: в настоящее время внешняя торговля неотъемлемая часть развития национальной экономики, ни одна страна не может успешно развиваться без наложенных внешнеэкономических связей. Для многих стран мира внешняя торговля – фактор экономического роста (Германия, Италия, Франция).