Формы денежно-кредитного регулирования: монетарное и пруденциальное
Банковскую деятельность можно изобразить в виде шара, где ядро – конкурентная саморегулируемая рисковая деловая банковская среда, а оболочка — сфера регулирования со стороны государства, состоящая из:
- - внешней части (монетарная форма МР) - основа обеспечения стабильности финансового рынка, создает макроэкономические условия, «климат» банковской деятельности, формирует макроэкономическую среду;
- - внутренней части (пруденциальная форма ПР), непосредственно примыкающей к саморегулируемой рисковой деловой банковской среде) - указывает границы рисковой деловой активности: объем рисковой банковской деятельности, измеряемой нормативами доступности капитала; возможные (компенсируемые) периоды нарушения структурной ликвидности, ограничение по кредитованию, рыночным и другим банковским рискам.
Выполнение ориентиров денежно-кредитной политики возможно только при обоюдном достижении своих целей МР и ПР:
- - при невыполнении МР своих целей банковская система подвергается разрушительным процессам, т.к. сложно выдержать ликвидность и прибыльность. Монетарные факторы, не создающие экономическую безопасность государства, дестабилизируют банковскую систему, и все усилия, направленные на создание эффективного и устойчивого банковского сектора экономики тщетны, пока в его порядок не встраивается валютный стабилизатор;
- - при невыполнении ПР своих целей и возникновении банковских кризисов снижается трансакционный мотив участников рынка, а следовательно, кредитный потенциал банков, что отражается на величине и стоимости денежного предложения.
Природа МР и ПР предполагает системное регулирование, условиями которого является:
- - смена государством монетарного стандарта и переход на денежную систему, основанную на обороте кредитных денег и несущую в себе через депозитный мультипликатор постоянную способность к инфляции;
- - интенсификация конкуренции на банковском рынке, влияющая на процесс ценообразования как в банковской системе, так и обслуживаемом ею народном хозяйстве;
- - принятие официальным органом государства с монопольным эмиссионным правом и абсолютной ликвидностью ответственности за выполнение роли «кредитора последней инстанции»;
- - регулирование ЦБ ликвидности банковской системы через рефинансирование и исполнение им роли «банка банков», требующее наличия у государства объективной информации о финансовом положении депозитных учреждений и состоянии финансового рынка;
- - способность государства управлять ликвидностью банковской системы в целом, а следовательно, стабильностью финансового рынка.
МР и ПР взаимообусловлены и взаимозависимы. МР является приматом денежно-кредитной политики. ПР по отношению к МР в подчиненном положении. Они обязывают ответственные за ДКП органы обеспечить их приспособление друг к другу с учетом степени банковской конкуренции. При несоблюдении возникает конфликт, т.е. невозможность МР и ПР достичь своих целей, а следовательно, неэффективность ДКП в целом. МР оказывает влияние на систему банковского надзора, а ПР воздействует на монетарную систему через конкуренцию.