Значение образования для развития ЧР
Образование принадлежит к важным факторам формирования ЧР. Это, в первую очередь, относится к профессиональному образованию, формирующему трудовые ресурсы общества. На Западе различают образование для жизни и образование для карьеры. Но в России появилась тенденция к развитию образования для выживания, когда на краткосрочных курсах человека наталкивают на выполнение конкретных производственных задач.
Современная стратегия в данной области - достижение качества, отвечающего требованиям 21 века. Для этого проводится политика гуманитаризации, интернационализации (предполагает усиление внимания общества к личности, ее интересам, запросам) образования. Особое внимания уделяется нравственному воспитанию человека. Гуманитаризация означает усиление внимания общества к изучению обязательных дисциплин, имеющих первоначальное значение в жизни современного человека: экономическая теория, социология, политология, культурология. Интернационализация - это создание единой системы образования для разных стран.
Основные направления воздействия образования на человека:
- 1. Образование делает труд человека более продуктивным. Зависимость производительности труда от уровня образования многократно подтверждалась в эмпирических исследованиях.
- 2. Образование развивает у человека предприимчивость и предпринимательские навыки, делает его более умелым организатором.
Показатели эффективности образования делятся на 2 основные группы:
- 1. Показатели внутренней эффективности, которые характеризуют степень обеспеченности учебных заведений и педагогических процессов необходимыми финансовыми, материальными, трудовыми ресурсами в соответствии с нормами и нормативами.
- 2. Показатели внешней эффективности, учитывающие количественное и качественное соответствие между экономическими потребностями национального хозяйства и наличием квалифицированной рабочей силы.