Структура рынка труда, сегментация рынка
Рынок труда имеет сильную структуру. Его основные элементы: спрос на труд, предложение труда, опосредованное множеством социально-экономических факторов. Формирование рынка труда на региональном уровне осуществляется в соответствии с типом сегментации рынка, в основе которой лежит целый комплекс критериев:
- - по форме собственности;
- - особенностями технологии;
- - квалификации занятых;
- - различной степени выхода на конечных потребителей продукции;
- - системой организации и стимулирования труда;
- - традициям мотивационного поведения работников.
Можно выделить следующие типы рынка труда:
- - открытый рынок труда и рынок предприятия (внешний);
- - рынок в государственном и негосударственном секторе экономики;
- - рынок интеллектуального труда;
- - рынок малоквалифицированного и неквалифицированного труда;
- - рынок труда лиц с ограниченной трудоспособностью;
- - часть отечественного рынка труда, тесно связанная с международным рынком.
Одним из главных факторов, обуславливающих сегментацию рынка труда, является многообразие региональных условий. Становление рыночных отношений в нашей стране происходит в условиях огромного перепада региональных уровней хозяйственного развития и производительности труда, технического, технологического и трудового потенциала, природно-климатических условий и национально-культурных традиций. Очевидно, что становление рынка труда сопровождается углублением его дифференциации.
Сегментирование рынка труда идет по различным критериям. К их числу следует отнести:
- - углубляющаяся многоплановость народного хозяйства;
- - эволюция технико-экономических региональных комплексов;
- - специфичность социально-демографических характеристик рабочей силы, которая существенно определяет конъюнктуры на рынке труда;
- - и др.