Основы менеджмента

Учебные материалы, статьи и конспекты лекций.

Все предметыОсновы менеджмента



Поведенческое направление управленческой мысли

I. Основоположником школы человеческих отношений был Элтон Мейо (конец 20-30 годы). Менеджер должен ориентироваться на людей в большей степени, чем на продукцию. Важный фактор – человеческое внимание. Мейо выделил два фактора, оказывающие влияние на производительность труда: групповая сплоченность коллектива (сфера межличностных отношений) и ненавязчивое руководство (согласие менеджеров и рабочих путем осознания единства целей) - улучшение условий работы на производстве.

II. Школа поведенческих наук – приемником Мейо в 40-60 годах стал Дуглас Мак-Грегор. «Теория Х» и «Теория Y» «Теория Х» - человек обладает не любовью к работе, люди работают по принуждению. Человек старается не брать на себя ответственность, стремится, чтобы им управляли. «Теория Y» - в человеке заложено желание работать, человек воспринимает работу как источник удовлетворения, он ответственен перед организацией, берет ответственность на себя. Уровень ответственности зависит от вознаграждения. Управление по типу Y - более эффективно.

III. Самое большое влияние на становление управленческой мысли оказала теория приобретенных потребностей Абрахама Маслоу. Это - одна из многочисленных теорий мотивации. Мотивация – совокупность внутренних сил, которые побуждают на выполнение какой–либо работы. Стимулирование – внешние воздействия на человека. Мотивация тесно связана с потребностями. Пирамида потребностей (от низших к высшим):

  • 1) физиологические нужды;
  • 2) потребность в безопасности;
  • 3) потребность в потребности и причастности;
  • 4) потребность в удовлетворении чувства собственного достоинства ( признание и самоутверждение);
  • 5) потребность в самореализации (потребность в максимально использовать свои ресурсы).

Чем выше уровень потребности, тем разнообразнее способы их удовлетворения.

IV. Теория «ERG» Адельфера. Адельфер считал, что у человека существует 3 группы потребностей: существования, связи и роста. Движение вверх - процесс удовлетворения потребностей. Движение вниз - процесс фрустрации.

V. Теория приобретенных потребностей (Д.Макклелланд). Согласно его теории, существует 3 группы потребностей:

  • - достижения,
  • - соучастия (хорошие исполнители),
  • - властвования (стремление обладать большей властью, с другой стороны отказаться от власти).

VI. Двухфакторная теория Герцберга. По мнению Герцберга, существует два процесса:

  • - удовлетворенность - отсутствие удовлетворенности;
  • - отсутствие неудовлетворенности - неудовлетворенность.

Первый – связан факторами по отношению к работе, заработная плата не является мотивирующим фактором для человека.

VII. Теория ожидания. Для эффективного стимулирования деятельности необходимо знать желания человека, его надежды, опасения. Если руководитель не знает потребностей, то его попытка обеспечить мотивацию деятельности человека обречена на провал (К. Левин, Врум, Портер, Лоулер). Мотивация зависит от того, как много человек хотел бы получить в виде вознаграждения. На сколько возможно получить то, что он хотел бы получить. Мотивация состоит из усилия, исполнения, результата (результат выполнения работы - первый уровень, результат стимулирования - второй уровень).

VIII. Теория равенства (справедливости). Основатель С. Адамс, Портер, Лоулер. Человек в процессе работы сравнивает то, как были оценены его действия с тем, как были оценены действия других. Человек рассматривается с позиции справедливости (сравнение субъективно).

IX. Теория Z Оучи. На основе японского опыта управления:

  • 1. Долгосрочный (пожизненный) найм кадров.
  • 2. Групповое принятие решений (педсовет).
  • 3. Индивидуальная ответственность.
  • 4. Медленная оценка кадров и их умеренное продвижение.
  • 5. Неопределенный, неформальный контроль.
  • 6. Неспециализированная карьера.





← предыдущая лекция

следующая лекция →