Внешняя среда организации
Внешняя среда организации ? это совокупность материальных и нематериальных явлений, находящихся вне организации, но влияющих на ее деятельность.
Общие характеристики внешней среды:
- - все факторы находятся во взаимосвязи;
- - сложность среды (число факторов, на которые организация обязана реагировать, уровень вариативности каждого фактора);
- - подвижность (скорость, с которой происходит изменение внешней среды);
- - неопределенность внешней среды (ограничения информации и достоверность этой информации, подвижность среды усугубляет сложность неопределенности).
Внешняя среда бывает прямого и косвенного воздействия.
К внешней среде прямого воздействия относят пять элементов:
- - поставщики;
- - потребители;
- - ресурсы;
- - конкуренты;
- - правовые условия.
Поставщики ? это те, кто обеспечивают организацию сырьем, комплектующими, оборудованием, запчастями. Поставщики поддерживают движение предприятия «на входе». Выбором оптимальных схем, путей и объемов поставок занимается логистика.
Потребители ? это те, кто использует производимую организацией продукцию и услуги. Потребители фактически обеспечивают смысл деятельности организации. Именно для удовлетворения запросов потребителей создается и функционирует предприятие. Поэтому потребитель является центральной фигурой внешней среды каждой организации. Изучением своих потребителей, их запросы, пожелания к потребляемой продукции и услугам занимается маркетинг. В сферу маркетинга входит не только изучение, но и поиск, и даже «создание» новых потребителей.
Ресурсы ? это потенциальные силы и средства, которые могут быть вовлечены в производственный процесс. Основными видами ресурсов производства являются: трудовые, финансовые, энергетические.
Конкуренты ? это фирмы, предлагающие аналогичную продукции и услуги. Основной конкурентный показатель любой продукции – это соотношение «цена-качество».
Правовые условия – это трудовое и налоговое законодательство страны. Законы должны предоставлять равные условия предприятиям всех форм собственности. Налоговая система обязана стимулировать производство.
Внешняя среда косвенного воздействия на организацию – это экономический, политический и социальный факторы.
Экономический фактор - из общего состояния экономики, уровня технологического развития, качества и стоимости ресурсов, платежной способности.
Политический фактор внешней среды включает как общеполитическую ситуацию в стране, так и отношение органов власти к сфере деятельности предприятия.
Социальный фактор ? это отношение общественного мнения к экономической политике и частной собственности.
Технологический фактор – насколько развита технология государства, можно сказать то, на сколько работает организация в государстве.