Основы менеджмента

Учебные материалы, статьи и конспекты лекций.

Все предметыОсновы менеджмента



Мотивация как функция менеджмента

Поведение человека всегда мотивировано и побуждает его к активным действиям для удовлетворения различных потребностей, под которыми понимается нехватка чего-то, вызывающая состояние дискомфорта. Считается, что потребности могут быть естественными, социальные (признание, слава), врожденными (общение), приобретенными (обучение), первичными (факторы, обеспечивающие выживаемость) и вторичными (в условиях развития личности), материальными и нематериальными.

Выделяют три уровня удовлетворения потребностей:

  • - минимальный (обеспечивает выживание);
  • - нормальный (вызывает способность трудится эффективно);
  • - уровень роскоши (удовлетворение потребностей становится самоцелью).

Побудительным мотивом, который управляет поступками людей, являются потребности.

Мотивация - процесс, с помощью которого побуждается деятельность людей для достижения личностных целей и целей организации. Мотивация может быть внутренней и внешней.

Достижение внутренних мотивов людей производится посредством их личных качеств. Мотиваторами могут служить различные типы поощрения, наказания и принуждения. Рычагами внешней мотивации выступают стимулы, которые обеспечивают поведение человека путём расширения или ограничения его возможностей удовлетворять потребности.

Процесс использования различных стимулов для мотивирования людей называется процессом стимулирования, которое по содержанию бывает экономическим (при выполнении поставленных требований, человек получает выгоды, повышает своё благосостояние) и неэкономическим (мотиваторами выступают планирование профессионального развития и карьера, продвижение по службе, потребности работников в уважении со стоны окружающих, в самореализации и самовыражении).

Распространены две категории теорий: процессуальные теории мотивации (базируются на том, как ведут себя люди с учётом воспитания и познания) и содержательные теории мотивации (ориентированные на определение потребности и связанные с ним факторы, определяющие поведение людей).





← предыдущая лекция

следующая лекция →