Экономические методы менеджмента: государственный уровень применения
Экономические методы менеджмента - это способы управления посредством материального воздействия. Материальное влияние как на целые организации, так и на отдельного работника образно называют «управлением рублем».
Экономические методы управления на предприятиях:
- - бюджетный расчет: затраты предприятия покрываются частично или полностью из бюджета государства;
- - хозрасчет: прибыль за счет улучшения собственных показателей деятельности;
- - коммерческий расчет: источники воспроизводства находятся как внутри, так и вне предприятия.
Экономическое стимулирование:
- - прямое материальное вознаграждение (зарплата, надбавки, премия);
- - дополнительные социальные выплаты: субсидии на питание и проезд, помощь в оплате образования, получение льготного кредита и т.д.
Существуют три уровня применения экономических методов менеджмента: государственный, внутризаводской и персональный.
Государственный уровень - это экономические способы влияния государства на отдельное предприятие (организацию). Государство своими действиями может задать определенные финансово-экономические «правила игры» как для отдельного предприятия, так и для целой отрасли либо региона.
Три инструмента государственного влияния на предприятие:
- - налогообложение;
- - финансирование;
- - госзаказ.
Налогообложение может быть как обычным, так и льготным. Последнее заключается в уменьшенной ставке налогов на конкретное предприятие на определенный срок. Государство может и полностью освободить предприятие от налогов: регулируемые ставки налогов используется государством для стимулирования либо снижения активности предприятия.
Финансирование со стороны государства как инструмент управления может быть реализовано в двух формах. Первая - это прямые государственные (в т.ч. безвозмездные) субсидии предприятию. Вторая — это льготные (по заниженной ставке) банковские кредиты предприятию. Обычно в роли таких кредиторов выступают государственные банки. Но ими могут стать и банки коммерческие под воздействием государства.
Государственный заказ как инструмент управления заключается в следующем: государство заказывает предприятию продукцию в определенном объеме и ассортименте. Таким образом, вопросы маркетинга и сбыта решаются автоматически. Государство может позволить себе принять высокий уровень цен, произвести предварительную оплату. Государственный заказ - это форма государственной поддержки предприятия.