Основы менеджмента

Учебные материалы, статьи и конспекты лекций.

Все предметыОсновы менеджмента



Социально-психологические методы менеджмента

Социально-психологические методы - это способы управления посредством социального и психологического воздействия. Социальное воздействие направлено на коллектив предприятия или его подразделения. Психологическое же воздействие индивидуально.

Социальные методы - способы воздействия на социальные интересы персонала:

  • - социальное исследование;
  • - социальное нормирование;
  • - социальное планирование;
  • - социальное регулирование;
  • - моральное стимулирование.

Психологические методы направлены на регулирование отношений между людьми с целью формирования благоприятного психологического климата:

  • - комплектование малых групп;
  • - профессиональный отбор и обучение;
  • - гуманизация труда;
  • - психологическое побуждение (формирование мотивов труда).

Социально-психологические методы имеют два уровня применения - коллективный и индивидуальный.

Коллективный уровень - это способы управленческого влияния предприятия на своих сотрудников путем предоставления им определенных социальных благ:

  • - социальная инфраструктура предприятия: детский сад, поликлиника, профилакторий, стадион, спортивный зал, база отдыха и т.д.;
  • - условия труда на предприятии: современные помещения, оборудование, хорошее освещение, низкий уровень шума, удобный инструмент и т.д.;
  • - условия для повышения образования и профессиональной квалификации: наличие учебных центров на предприятии или поощрение администрацией заочного обучения в вузах и техникумах;
  • - сотрудничество администрации с профсоюзами в вопросах отстаивания интересов работников.

Индивидуальный уровень - это способы управленческого воздействия менеджеров на психологию сотрудников. Конкретные методы воздействия, эффективные по отношению к одному человеку, могут быть совершенно неприменимы к другому.

Содержание психологических методов менеджмента включает:

  • - индивидуальный подход к сотрудникам;
  • - психологический комфорт каждого сотрудника;
  • - профессиональный этикет в отношениях между сотрудниками;
  • - психологический климат в производственном коллективе.

Психологическая обстановка, в которой человек работает: если она эмоционально-конструктивна, от сотрудника можно ожидать высоких профессиональных результатов. Напротив, атмосфера угнетенности, неудовлетворенности сотрудников непременно отрицательно скажется на результатах труда.





← предыдущая лекция

следующая лекция →