Социально-психологические методы менеджмента
Социально-психологические методы - это способы управления посредством социального и психологического воздействия. Социальное воздействие направлено на коллектив предприятия или его подразделения. Психологическое же воздействие индивидуально.
Социальные методы - способы воздействия на социальные интересы персонала:
- - социальное исследование;
- - социальное нормирование;
- - социальное планирование;
- - социальное регулирование;
- - моральное стимулирование.
Психологические методы направлены на регулирование отношений между людьми с целью формирования благоприятного психологического климата:
- - комплектование малых групп;
- - профессиональный отбор и обучение;
- - гуманизация труда;
- - психологическое побуждение (формирование мотивов труда).
Социально-психологические методы имеют два уровня применения - коллективный и индивидуальный.
Коллективный уровень - это способы управленческого влияния предприятия на своих сотрудников путем предоставления им определенных социальных благ:
- - социальная инфраструктура предприятия: детский сад, поликлиника, профилакторий, стадион, спортивный зал, база отдыха и т.д.;
- - условия труда на предприятии: современные помещения, оборудование, хорошее освещение, низкий уровень шума, удобный инструмент и т.д.;
- - условия для повышения образования и профессиональной квалификации: наличие учебных центров на предприятии или поощрение администрацией заочного обучения в вузах и техникумах;
- - сотрудничество администрации с профсоюзами в вопросах отстаивания интересов работников.
Индивидуальный уровень - это способы управленческого воздействия менеджеров на психологию сотрудников. Конкретные методы воздействия, эффективные по отношению к одному человеку, могут быть совершенно неприменимы к другому.
Содержание психологических методов менеджмента включает:
- - индивидуальный подход к сотрудникам;
- - психологический комфорт каждого сотрудника;
- - профессиональный этикет в отношениях между сотрудниками;
- - психологический климат в производственном коллективе.
Психологическая обстановка, в которой человек работает: если она эмоционально-конструктивна, от сотрудника можно ожидать высоких профессиональных результатов. Напротив, атмосфера угнетенности, неудовлетворенности сотрудников непременно отрицательно скажется на результатах труда.