Основы менеджмента

Учебные материалы, статьи и конспекты лекций.

Все предметыОсновы менеджмента



Механистическая и органическая модели управления организацией

По методам работы и приспособляемости к изменениям внешней и внутренней среды существуют два типа управления:

  • - механистический;
  • - органический.

Механистический - это такой вид управления, деятельность которого основана на формальных правилах и процедурах, централизованном принятии решений, узко определенной ответственности в трудовых операциях и жесткой иерархии власти. Бюрократический тип управления целесообразен тогда, когда организация в простой стабильной внешней среде, цель проста, труд достоверно измерен и мотивирован для работника, власть руководства признается и работниками как законная - завод конвейерного типа, завод-автомат. Организационные структуры в них линейные или линейно-штабные.

Особенности механистического типа управления:

  • - узкая специализация работ;
  • - работа по правилам;
  • - четкие права и ответственность;
  • - ясность в уровнях иерархии;
  • - объективная система вознаграждения;
  • - отношения формальные и носят официальный характер;
  • - цели и задачи стабильные, поддаются делению;
  • - работа измеряема;
  • - мотив потребностей низкий;
  • - власть признается.

Органический тип - слабо или уверенно использующий процедуры с децентрализацией власти, структуры с небольшим количеством уровней иерархии власти и широким участием работников в принятии решений. Целесообразно тогда, когда имеется сложная и динамическая внешняя среда организации. Проектирование и производство электротехники. Предприятие с таким типом управления ориентируется на ускоренную реализацию сложных программ и проектов в рамках крупных организаций и объединений. Организационные структуры в них функциональные или дивизионные и их сочетание (конгломерат). Они представляют собой эпоху индустриалистического развития мирового сообщества.

Особенности органического типа управления:

  • - широкая специализация;
  • - мало правил и процедур;
  • - амбициозная ответственность;
  • - уровни управления размыты;
  • - субъективная система вознаграждения;
  • - отношения неформальные и носят личностный характер;
  • - цели и задачи нестабильные, сложные и не имеют четких границ;
  • - работу измерить сложно;
  • - мотив потребностей высокий;
  • - авторитет власти завоевывается.





← предыдущая лекция

следующая лекция →