Этапы и приемы принятия управленческих решений
Этапы процесса принятия решения:
- 1. Выявление управленческой проблемы или задачи.
- 2. Предварительная постановка цели.
- 3. Сбор необходимой информации.
- 4. Анализ информации.
- 5. Определение исходных характеристик проблемы с учетом наложения ограничений.
- 6. Уточнение целей и критериев управления, окончательная их формулировка.
- 7. Обоснование и построение формализованной проблемной ситуации.
- 8. Разработка альтернативных вариантов решения проблемы.
- 9. Выбор метода решения.
- 10. Экономическое обоснование выбранного решения.
- 11. Согласование решения с органами управления и управителями.
- 12. Оформление и утверждение решения.
- 13. Организация выполнения решения.
- 14. Контроль за выполнением решения.
- 15. Стимулирование повышения качества работ, экономических ресурсов, соблюдение сроков.
- 16. Установление обратной связи с лицом, принимающим решение, а при необходимости, корректировка целей и задач.
С конца прошлого столетия в практике менеджмента появились и стали активно развиваться новые способы поиска эффективных решений. Среди современных приемов принятия решений наиболее удачные получили образные названия: «мозговой штурм», «адвокат дьявола», «мультипликативная защита», «модель Карнеги», консалтинг.
Мозговой штурм - это обсуждение в интерактивной ( все обязательно высказывают свое мнение) группе альтернатив решения, совместный публичный поиск наилучшего варианта. При этом могут выдвигаться самые невероятные предложения. С ходу ничего отвергать нельзя, а исключительно аргументировано.
Адвокат дьявола - это специально приглашенный оппонент, настроенный исключительно критически. Он привлекается на стадии обсуждения выработанного проекта решения. Задание у данного оппонента-адвоката следующие: поиск «слабых мест» в предлагаемых решениях; побуждение к переосмыслению принятых подходов.
Мультипликативная защита - это дискуссия между разработчиками проекта решения и их оппонентами. Этот прием также применяется на стадии обсуждения проекта решения. В дискуссии участвуют две группы. Одни приводят аргументы «за» выработанный ими проект. Другие выдвигают доводы «против». В ходе дискуссии вырабатывается окончательный вариант решения.
Модель Карнеги - это совместный поиск решения коалицией менеджеров и специалистов разных областей и рангов. Данная модель позволяет более широко и всесторонне взглянуть на решаемую проблему, не замыкаясь в узких рамках специальности.
Консалтинг - это снабжение менеджера квалифицированной информацией по заданной проблеме, консультирование в рамках подготовки к принятию управленческого решения.