Стратегический менеджмент: анализ внешней и внутренней среды
Стратегический менеджмент опирается на пять процессов:
- - анализ внешней и внутренней среды;
- - определение миссии и стратегических целей;
- - анализ и выбор стратегии;
- - реализация стратегии;
- - оценка и контроль выполнения стратегии.
Анализ внешней среды заключается в выделении наиболее значимых экономических, политических, социальных, технологических и прочих факторов, которые могут оказать влияние на деятельность организации. Основная задача, стоящая перед руководителем, проводящим анализ внешней среды, заключается в определении потенциальных угроз и новых возможностей, с которыми может столкнуться организация. Анализ внешней среды дает возможность разработать ситуационные планы, которые вступят в действие в том случае, если один из факторов внешней среды в какой-то момент изменится.
Анализ внутренней среды касается главным образом потенциала организации. Одним из основных методом, используемых в этих целях, является управленческое обследование. Его сущность состоит в исследовании срезов (функциональных зон) предприятия. В менеджменте выработано очень много методов анализа внутренней среды в связи с внешней средой. SWOT-анализ - метод анализа связей между внутренней средой организации и ее внешней средой. Его название представляет собой аббревиатуру, составленную из первых букв английских слов сила, слабость, возможность, угроза. Этот метод направлен на выявление сильных и слабых сторон организации, а также ее возможностей и опасных ситуаций, с которыми она может столкнуться. На первом этапе SWOT-анализа определяются данные характеристики, на втором этапе устанавливается, каким образом они связаны друг с другом.