Стратегические цели, выбор, реализация и оценка стратегии
Стратегические цели более конкретны, чем миссия организации. Они в развернутом виде представляют то, к чему организация стремится. И действительно, миссия обычно слишком абстрактна, а потому требует конкретизации в виде ряда стратегических целей.
Стратегия организации - это система мер, которая рассчитана на перспективу, а потому обеспечивает достижение стоящих перед организацией целей. Выработка стратегии осуществляется на самых высоких уровнях организации и зависит от ряда факторов и решения целого ряда задач:
- - от того, какие ресурсы имеются у организации;
- - от состояния рынка;
- - от внутренних возможностей организации;
- - от состояния внешней среды организации;
- - от правильного анализа альтернативных путей развития организации.
В процессе выбора стратегии обычно вырабатывается ряд альтернативных стратегий, из которых затем выбирается наилучшая, та, которая в большей степени удовлетворяет значимым факторам. По этой причине процесс выбора стратегии можно разделить на три этапа: разработка, доводка и оценка.
Разработка - это этап, на котором формулируется несколько альтернативных формулировок стратегии.
Доводка - этап, на котором сформулированные стратегии согласуются с целями, которые ставит перед собой организация. В процессе доводки:
- - стратегия проверяется на соответствие целям организации;
- - формулируются основные задачи и устанавливаются приблизительные сроки их решения;
- - определяется, сколько организации требуется ресурсов.
Оценка - этап, на котором альтернативные стратегии всесторонне рассматриваются и оцениваются с точки зрения того, дают ли они возможность достичь максимального эффекта от деятельности организации. После того как лучшая стратегия была выбрана, ее наполняют конкретным содержанием.
С точки зрения реализации стратегии важны следующие моменты:
- - необходимо создать организационные возможности для реализации стратегии;
- - следует так определить политику организации, чтобы она максимально способствовала реализации выбранной стратегии;
- - необходимо обеспечить достаточное количество способов мотивации работников. Наиболее правильным в данном случае было бы установление непосредственной связи между вознаграждением и достижением результатов. Другими словами, мотивация работников должна быть увязана со стратегией организации. Детальное объяснение этого работникам помогает им лучше понять стратегию и действовать в соответствии с ней;
- - в организации необходимо создать благоприятную для реализации стратегии атмосферу. Это касается как психологической атмосферы, так и условий труда, которые могли бы способствовать достижению поставленных целей;
- - следует таким образом распределить полномочия среди руководителей, чтобы был обеспечен контроль за реализацией стратегии.