Оценка эффективности организационных систем
Различают три вида организационной эффективности:
1. Краткосрочные критерии эффективности:
- - продуктивность, т.е. способность организации обеспечивать необходимое количество и качество продукции в соответствии с требованием внешней среды. В качестве показателя может выступать прибыль, объём продаж, рыночная доля;
- - качество - удовлетворение потребностей и запросов покупателей и клиентов;
- - эффективность организации;
- - гибкость - способность компании перестаиваться;
- - удовлетворённость работников.
2. Среднесрочные критерии эффективности:
- - конкурентоспособность - умение сохранять позиции на выбранных рынках;
- - развитие - означает упреждающие стратегии, позволяющие реагировать на изменения в случаях их возникновения.
3. Долгосрочные критерии эффективности:
- - самосохранение;
- - выживание.
Источники повышения эффективности:
- 1. Индивидуальные: способность работать, умение работать, знание работы, отношение к работе, мотивация, стрессы.
- 2. Групповая: взаимосвязи, лидерство, структура, роли, статус, нормы поведения.
- 3. Организационная: внешние условия, технологии, стратегии, структура, процессы внутри организации, культура.
Рассмотрим функции менеджмента (планирование, организация, лидерство, контроль) для каждого вида эффективности (индивидуальная, групповая, организационная):
- - индивидуальная: задачи - проектирование работ - влияние на индивида - индивидуальные нормы результативности;
- - групповая: цели - функции отделов - методы влияния на группу - групповые нормы результативности;
- - организационная: миссия - интегрированные методы - влияние на организацию - организационные нормы результативности;