Восходящие и нисходящие коммуникации
Коммуникативный поток может двигаться в горизонтальном и вертикальном направлении. К вертикальному направлению относятся следующие коммуникации: нисходящие и восходящие.
Нисходящие коммуникации – это коммуникационный поток, движущийся от одного уровня в группе или организации к более низкому уровню. Цели нисходящих коммуникаций:
- - постановка задач;
- - описание работ и процедур и их исполнение;
- - обеспечение информации, необходимой для работы;
- - обратная связь по результатам работы.
Чем больше уровней проходит информация, тем больше вероятность, что она будет искажена. При проектировании нисходящих коммуникаций, руководитель должен учитывать коммуникативные потребности сотрудников. Они включают рабочий инструктаж, обратную связь по результатам работы, новости, социальную поддержку. Эффективность нисходящих коммуникаций зависит от нескольких условий:
- - положительное отношение менеджеров к коммуникациям;
- - предоставление информации интересной для работников;
- - планирование коммуникаций, т.е. когда мы говорим о коммуникациях, должны быть четко определены получатель, каналы передачи данных, отправитель.
- - доверие отправителя получателю.
К проблемам данного вида коммуникаций относятся:
- - переизбыток информации;
- - люди более открыты тем сообщениям, которые связаны с их жизнью;
- - руководителю следует обратить внимание на некоторые моменты по улучшению восприятия: понять точку зрения собеседника; прекратить разговаривать, устранить физические барьеры, проще принимать критику и возражения.
Восходящие коммуникации - это коммуникационный поток, при котором восхождение информации движется от более низкого к более высокому уровню. Этот вид коммуникаций используется для обратной связи подчиненных с руководителями с целью проинформировать о результатах работы, о текущих проблемах, с целью доведения до руководства мнения сотрудников, предложений по совершенствованию работы.
К методам данных коммуникаций относятся:
- - процедура обжалования;
- - политика открытых дверей;
- - консультации и собеседования с увольняющимися сотрудниками;
- - представитель;
- - широкое вовлечение сотрудников в процесс принятия решений.
Проблемы восходящих коммуникаций:
- - задержка информации на нижних уровнях;
- - фильтрация информации (информация из объективной может превратиться в субъективную);
- - потребность в ответе (руководитель должен показать реакцию и ответ).