Индивид в социальной организации
Поведение человека в организации может быть представлено в виде следующей модели:
- 1 – включает те элементы организационной среды, которые взаимодействуют с человеком: рабочее место, рабочий коллектив, правила поведения.
- 2 – совокупность возможных стимулов и методов воздействия на поведение человека: используются социально-психические методы, организационные, экономические.
- 4 – это восприятие воздействий человеком, их оценка и осознанное или неосознанное принятие решений о поведении.
- 6 – состоит из двух частей: то, чего человек добился для себя и то, что человек сделал для организации, как ответ на стимулирующее воздействие.
Поведение человека и принятие решений в значительной мере определяются типом личности, структурой характера, взглядами, а также воздействиями, которым он подвергается вне своего пребывания в организации. Это, прежде всего, среда, в которой он формируется, нормы, ценности, верования, семья, принадлежность к определенным группам, жизненный опыт.
Организационная система сама по себе также начинает оказывать воздействие на человека, которое изменяет или переориентирует его поведение.
Процесс вхождения человека в организацию создает условия для формирования поведения человека в организации, а также систему мотивации и контроля, чтобы действия человека не выходили за рамки установленных норм и правил.
Социальное поведение человека, согласно ролевой теории личности Парсонса и Дарендорфа описывается двумя понятиями:
- - социальный статус или степень признания (уважения) и принятия личности, основанные на его положении.
- - социальная роль или совокупность действий, которые должен выполнить человек, имеющий данный статус.
Характерные черты поведения человека в организации:
- - ценностные предпосылки – цели организации, формирующие ценностные предпосылки, т.е. цели, на которых сотрудник основывает свои решения;
- - восприятие воздействий: человек воспринимает воздействие, которое оказано на него организацией и ее членами;
- - ожидание: у человека формируются устойчивые ожидания, взаимоотношения с организацией и другими людьми в организации;
- - моральный дух организации: желание сотрудников активно участвовать в осуществлении целей организации и отдавать ей всю свою энергию.