Виды реакции организации на изменение внешней среды
Реакция – это качество и тип поведения, обусловленного потенциалами организации. Изменение характера взаимодействия с внешней средой повлияет на поведение производственной организации, что нашло отражение в их целевой ориентации. И. Ансофф выделяет четыре типа реакции фирмы на воздействие внешней среды:
1. Производственная. Цель данной реакции минимизировать себестоимость продукции фирмы, что достигается за счет высокоэффективности производства при минимальной поддержке маркетинга, НИОКР и управления. Лежащий в основе этого организационный принцип построен на специализации, разделении труда, эффекте масштаба. Опыт показал, что производственная реакция достигает максимального уровня, когда производство стандартизировано, накладные расходы минимизированы, принятие решений децентрализовано до возможного уровня и численность управляющего персонала сведена к минимуму. Это получило название принципа максимальной децентрализации.
2. Конкурентная. Она подразумевает стремление оптимизировать прибыль фирмы в близкой перспективе, что достигается путем сотрудничества между производством и маркетингом, а также быстрой реакцией на колебания спроса в условиях конкуренции. Многие решения носят межфункциональный характер и должны приниматься быстро, а линия связи между производством и управляющим персоналом должна быть предельно короткой.
Производственная и конкурентная реакции гарантируют прибыль от реализации сегодняшней продукции фирмы на ее сегодняшний рынок.
3. Инновационная. Ее целью является оптимизация разработки новой продукции и стратегии маркетинга в пределах фирмы. Она направлена на обеспечение стратегической позиции фирмы. Центральное место занимает функция НИОКР, но кроме этого для эффективного проникновения новой продукции на рынки необходимо тесное, межфункциональное сотрудничество. Инновационная работа направлена на обеспечение потенциальной прибыли, она не заменяет, а дополняет производственную деятельность, приносящую прибыль в данный период. При инновационной реакции важная роль принадлежит децентрализации.
4. Предпринимательская. Она создает условия для долгосрочного роста фирмы, прибыльности и преемственности, балансируя набором стратегических зон хозяйствования, областей стратегических ресурсов и групп влияния извне на стратегию. В сравнении с инновационной реакцией, где задача общего руководства состоит в том, чтобы направлять естественный ход эволюции фирмы, задача предпринимательской реакции состоит в создании общего руководства, творческого центра фирмы.