Концепция маркетинга и его инструментарий
Концепция маркетинга - философия бизнеса. Основные ее положения были сформулированы в середине 1950-х гг. Сторонники концепции маркетинга провозглашают, что залог достижения целей организации – определение нужд и потребностей целевых рынков и удовлетворение потребителей более эффективными, чем у конкурентов способами.
Нужда – чувство, ощущаемой человеком нехватки чего-либо, заставляющее его действовать.
Виды нужд: физиологическая, социальная, личностная.
Потребность – нужда, принявшая специфическую конкретную форму в соответствии с культурным уровнем самого человека.
Спрос – конкретная потребность, подкрепленная покупательской способностью.
Основные принципы концепции маркетинга:
- - ориентация на потребителя;
- - комплексность – участие всех видов деятельности и правильного их соотношения;
- - гибкость и адаптивность – необходимость улавливать изменения внешней среды, находящейся в постоянном движении;
- - концентрация усилий на отдельных сегментах рынка;
- - нацеленность на перспективу;
- - сочетание адаптивности с воздействием на потребителя.
Инструментарий маркетинга (стратегический комплекс маркетинга):
- - маркетинговый анализ;
- - товар и товарная политика;
- - ценовая политика;
- - сбытовая политика;
- - коммуникации;
- - организация и управление маркетингом фирмы.
Часто в инструментарную структуру маркетинга не включаются маркетинговый анализ и организация управления маркетингом фирмы.
Выбранные формы и методы этих политик образуют комплекс маркетинга фирмы.
Комплекс маркетинга – это использование всех инструментов маркетинга одновременно, параллельно и согласованно (товар, цена, сбыт, коммуникации).