Классификация типов маркетинга
В зависимости от ориентации на обработку всего рынка или его частей различают маркетинг:
- - недифференцированный – одинаков для всех покупателей данного товара;
- - дифференцированный – производство особого товара для каждой группы потребителей;
- - концентрированный – для производства и сбыта дифференцированного товара только для одной категории потребителей (например, для диабетиков).
Так же маркетинг может быть:
- - ориентированный на продукты;
- - ориентированный на потребителя;
- - интегрированный (взаимосвязанный особым упором на координацию всех инструментов маркетинга и охват маркетингом всех служб фирмы).
В зависимости от рыночного спроса:
- - демаркетинг – используется для снижения спроса на новые модные престижные товары или при недостатке исходного материала, сырья, мощностей;
- - конверсионный маркетинг – когда товар отвергается рынком;
- - пробный маркетинг – используется при реализации пробников (спроса ещё нет);
- - стимулирующий маркетинг – используется при отсутствии спроса на товар, с целью развития интереса на него;
- - развивающий маркетинг – при неявном спросе; задача – оценить объём спроса и разработать нужные продукты, используя анализ и рекламу;
- - ремаркетинг – применяется, если спрос падает; его цель – восстановить спрос путём проникновения на новые рынки, придания новых свойств товару, выявление новых потребностей в товаре (например, снижение цены);
- - синхромаркетинг – применяется для сглаживания колебаний спроса (сезонных, календарных, суточных, часовых) с помощью гибких цен, перехода на другие сегменты рынка, продвижении товара и стимулировании сбыта (например, шубы летом дешевле);
- - поддерживающий маркетинг – применяется, когда фирма удовлетворена своим положением на рынке; его задача – поддержать существующий спрос, путём учёта поведения потребителей и конкурентов;
- - противодействующий маркетинг – используется при отрицательных общественных последствиях применения товара (например, алкоголь, табак) путём введения ответственности изготовителей перед потребителем, обществом (ограничение рекламы, предостерегающие подписи на упаковке).
В зависимости от целей фирмы маркетинг может быть:
- - коммерческий – используется, когда цель фирмы – получение прибыли;
- - некоммерческий – цель получения прибыли отсутствует (например, здравоохранение).
В зависимости от назначения товара или услуги маркетинг делится на:
1. Маркетинг ТНП:
- - маркетинг товаров народного потребления;
- - маркетинг товаров длительного пользования.
2. Маркетинг услуг:
- - для населения;
- - для предприятий и фирм.
3. Индустриальный маркетинг:
- - маркетинг машин и оборудования;
- - маркетинг сырья, материалов, топлива, энергии;
- - маркетинг объектов строительства (включая заводы «под ключ») – инвестиции.
По территориальному признаку:
- - глобальный маркетинг;
- - региональный маркетинг (например, Европа, Азия);
- - национальный маркетинг (в масштабах страны); для России не удобен, может быть региональный внутри страны;
- - местный маркетинг (по микрорайону, области – например, Ленинградская область).
По сфере охвата:
- - потребительский маркетинг;
- - промышленный маркетинг;
- - инвестиционный маркетинг.
В зависимости от объекта приложения:
- - маркетинг услуг;
- - маркетинг товара;
- - маркетинг личности (например, продвижение депутата);
- - маркетинг организации;
- - маркетинг места (например, Санкт-Петербург – благоприятный район для инвестиций);
- - социальный маркетинг (социальные программы, социальные объекты для инвестирования, популяризации).