Основы маркетинга

Учебные материалы, статьи и конспекты лекций.

Все предметыОсновы маркетинга



Товар в системе маркетинга, классификация товаров

Товар — сложное, многоаспектное понятие, включающее совокупность многих свойств, главными среди которых являются потребительские свойства, т.е. способность товара удовлетворять потребности того, кто им владеет. В большей части литературы по маркетингу подчеркивается не столько роль товара в его обмене на деньги, сколько возможность его использовать, потреблять.

Трехуровневая модель товара по Филлипу Котлеру:

  • 1.Товар по замыслу – основополагающий уровень. Это то, что в действительности покупает человек для решения своих проблем;
  • 2.Товар в реальном исполнении: качество, функциональные свойства, внешнее оформление, упаковка, марочное название;
  • 3.Товар с подкреплением: гарантия, кредитование, поставка монтаж, послепродажное обслуживание.

Классификация товаров.

1. Товары производственного назначения:

  • - основные материалы и комплектующие: сырье, с/х продукция, природный ресурс, комплектующие, материалы, узлы и детали;
  • - капитальное имущество: стационарное оборудование и сооружения, вспомогательное: производственное вспомогательное оборудование, конторское вспомогательное оборудование;
  • - вспомогательные материалы и услуги: вспомогательные материалы: рабочие материалы, материалы для технического обслуживания и ремонта, деловые услуги: услуги по техническому обслуживанию и ремонту, консультационные услуги.

2. Потребительские товары:

  • - по характеру потребления: краткосрочного использования (полностью потребляются за 1 или несколько циклов – продукты питания, средства гигиены); длительного использования (многократное использование – обувь, одежда);
  • - по степени материальности: физические (имеющие материальное воплощение); услуги (действия, выгоды или удовлетворения получаемые потребителем без материального обладания товаром);
  • - по характеру поведения потребителей при покупке: товары повседневного спроса: постоянного спроса (покупают регулярно), импульсивной покупки (без предварительного планирования под воздействием минутного желания), экстренные покупки (при возникновении острой нужды в них); товары предварительного выбора (сравнивают в процессе выбора по качеству, цене, внешнему виду и покупку планируют); товары особого спроса (обладающие уникальными характеристиками, готовность потребителей потратить дополнительные средства); товары пассивного спроса (о покупке не задумываются в силу малого знакомства, легкомыслия);
  • - по степени совместимости в процессе потребления: взаимозаменяемые (субституты) – схожие и альтернативные для удовлетворения определенных потребностей; взаимодополняющие (комплементарные) – необходимое условие потребления это их совместное наличие.





← предыдущая лекция

следующая лекция →