Основы маркетинга

Учебные материалы, статьи и конспекты лекций.

Все предметыОсновы маркетинга



Сегментирование рынка

Цель сегментирования рынка – определить объём будущего спроса на продукцию фирмы и требования потребителей к этой продукции.

Задачи сегментирования:

  • - выявить самих потребителей (их количество, характеристики, объёмы и частоты покупок и потребление товаров);
  • - выявить причины и факторы спроса;
  • - мотивы покупок;
  • - методы выбора товара;
  • - вкусы, предпочтения и желания покупателей;
  • - их размещение на рынке, мобильность;
  • - их доход;
  • - величину каждой группы покупателей;
  • - динамику и тенденции всего вышеперечисленного.

Поскольку потенциальных потребителей много, то их изучают для последующего объединения в группы (сегменты) по каким-либо признакам. Сегменты, выбранные для работы с ними, называются целевыми. Признаков, по которым изучаются потребители – множество, поэтому мелкие группы потом отбрасываются.

Сегментирование проводится в шесть этапов:

  • 1. Выбор признаков (географические, демографические, поведенческие, социально-экономические и другие признаки).
  • 2. Выбор метода сегментирования (метод группировок – последовательная разбивка на группы по наиболее значимым признакам, вся выборка делится на подгруппы; кластерный метод – кластеры потребителей формируются путём объединения потребителей в общую группу по сходным признакам).
  • 3. Выявление профиля реакции потребителей и их описание. Для каждого сегмента, сформированного на основе определенных признаков определяют совокупность характеристик, свойственных потребителям данного сегмента. Профиль реакции определяется как правило на основе опросов потребителей.
  • 4. Выбор целевых сегментов рынка. Для каждого выделенного сегмента производится оценка его привлекательности для последующего выбора из них одного или нескольких наиболее подходящих для освоения. Могут использоваться различные подходы к их освоению.
  • 5. Выбор позиции на рынке, т.е. мнение группы потребителей об определяющих свойствах продукта. Определяется место конкретного продукта по отношению к продукту конкурентов.
  • 6. Разработка комплекса маркетинга.





← предыдущая лекция

следующая лекция →