Определение емкости рынка
Емкость рынка – совокупный платежеспособный спрос покупателей, возможный годовой объем продаж определенного вида товара при сложившемся среднем уровне цен.
Емкость рынка можно измерить в стоимостных и натуральных показателях. Она зависит от степени освоения данного рынка, эластичности спроса, от уровня цен, качества товара, затрат на рекламу. В зависимости от степени вовлеченности потребителя в процесс продаж выделяют:
- - потенциальный рынок (совокупность потребителей, проявляющих некоторый интерес к определенным продуктам),
- - доступный рынок (группа потребителей, имеющих интерес, средства и доступ к определенному продукту),
- - целевой рынок (группа потребителей, на которую направлены маркетинговые действия предприятия с целью реализации товара),
- - освоенный рынок (совокупность потребителей, уже купивших какой-то продукт).
Емкость формируется под влиянием факторов общего и специфического характера.
К общим факторам относятся:
- - объем и структура товарного предложения;
- - ассортимент и качество выпускаемых изделий;
- - размер импорта по данному товару;
- - достигнутый уровень жизни населения;
- - уровень и соотношение цен на товары;
- - численность населения;
- - состояние сбытовой, сервисной сети;
- - географическое расположение рынка.
К специфическим факторам относятся:
- - природно-климатические;
- - изменение моды;
- - национально-сбытовые традиции;
- - сроки физического и морального износа;
- - рост цен на энергоносители.
При изучении емкости рынка также большое значение имеет его прогнозирование. Существует три дополняющих друг друга способа разработки прогноза:
- - анкетирование – выявление мнения населения, экспертов с целью получения оценок прогнозного характера;
- - экстраполирование – продолжение в будущем тенденций развития прошлого;
- - аналитическое моделирование.