Основы маркетинга

Учебные материалы, статьи и конспекты лекций.

Все предметыОсновы маркетинга



Определение емкости рынка

Емкость рынка – совокупный платежеспособный спрос покупателей, возможный годовой объем продаж определенного вида товара при сложившемся среднем уровне цен.

Емкость рынка можно измерить в стоимостных и натуральных показателях. Она зависит от степени освоения данного рынка, эластичности спроса, от уровня цен, качества товара, затрат на рекламу. В зависимости от степени вовлеченности потребителя в процесс продаж выделяют:

  • - потенциальный рынок (совокупность потребителей, проявляющих некоторый интерес к определенным продуктам),
  • - доступный рынок (группа потребителей, имеющих интерес, средства и доступ к определенному продукту),
  • - целевой рынок (группа потребителей, на которую направлены маркетинговые действия предприятия с целью реализации товара),
  • - освоенный рынок (совокупность потребителей, уже купивших какой-то продукт).

Емкость формируется под влиянием факторов общего и специфического характера.

К общим факторам относятся:

  • - объем и структура товарного предложения;
  • - ассортимент и качество выпускаемых изделий;
  • - размер импорта по данному товару;
  • - достигнутый уровень жизни населения;
  • - уровень и соотношение цен на товары;
  • - численность населения;
  • - состояние сбытовой, сервисной сети;
  • - географическое расположение рынка.

К специфическим факторам относятся:

  • - природно-климатические;
  • - изменение моды;
  • - национально-сбытовые традиции;
  • - сроки физического и морального износа;
  • - рост цен на энергоносители.

При изучении емкости рынка также большое значение имеет его прогнозирование. Существует три дополняющих друг друга способа разработки прогноза:

  • - анкетирование – выявление мнения населения, экспертов с целью получения оценок прогнозного характера;
  • - экстраполирование – продолжение в будущем тенденций развития прошлого;
  • - аналитическое моделирование.





← предыдущая лекция

следующая лекция →