Основы маркетинга

Учебные материалы, статьи и конспекты лекций.

Все предметыОсновы маркетинга



Оценка конъюктуры рынка

Единого показателя оценки конъюнктуры не существует. Общая оценка по совокупности показателей может быть:

  • - благоприятной;
  • - неблагоприятной;
  • - средней;
  • - противоречивой;
  • - сложной.

Для оценки конъюнктуры определяются показатели следующих групп:

1. Объём производства и предложение товара. Показатели: объём, динамика, структура предложения, производственный и сырьевой потенциал предложения, эластичность предложения (т.е. зависимость от цен на конкретную продукцию и цен на ресурсы).

2. Спрос на товар, т.е. количество реально покупаемого товара на рынке. Он может быть удовлетворённый (равен объёму продаж) или неудовлетворённый (есть возможность, но ещё не купили). Показатели: объём спроса, его структура и динамика, ёмкость рынка, эластичность спроса (от доходов, цены товара).

3. Пропорциональность рынка. Оценивается соотношением спроса и предложения, практически определить очень трудно. При оценке пропорциональности рынка отдельных товаров опираются на косвенные показатели, например, изменение цен, размеры запасов, а также на прямые показатели: объём предложения, объём спроса, их динамика. Их анализ позволяет оценить степень сбалансированности спроса и предложения в данное время. Кроме того, для оценки пропорциональности фирмы используются следующие показатели:

  • - товарная структура товарооборота;
  • - раздел рынка между продавцами;
  • - структура продавцов;
  • - структура покупателей;
  • - географическая структура рынка;
  • - соотношение рынков средств производства и потребительских товаров.

4. Тенденции развития рынка. Необходимы данные за несколько последних периодов времени. Показатели: показатели роста:

  • - характеризующие текущую конъюнктуру (например, объём продаж, уровень цен, товарные запасы);
  • - конъюнктуру в долгосрочном периоде (например, прибыль, инвестиции).

5. Колеблемость, устойчивость, цикличность рынка. Для выявления этих признаков требуется более глубокий анализ. Если колебания небольшие и цикличные, то они не опасны для субъектов, а вот если большие и хаотичные, то это осложняет действия всех участников. Показатели анализа:

  • - коэффициенты вариации показателей объёмов продаж, цен, товарных запасов во времени или по географическим районам (максимум/минимум);
  • - параметры линии сезонности и цикличности, минимум/максимум, а также неожиданные единичные колебания, их количество и частота.

6. Деловая активность. Более сложный набор показателей:

  • - портфель заказов, его состав, заполняемость, динамика;
  • - количество сделок, их размеры, частота, динамика;
  • - степень загруженности производственных и торговых мощностей.

7. Коммерческий риск. Оценивается экспертно.

8. Размер рынка, уровень монополизации и конкуренции. Это позволяет определить масштабы, тип рынка, принципы его сегментации, разработать стратегию.





← предыдущая лекция

следующая лекция →