Оценка конъюктуры рынка
Единого показателя оценки конъюнктуры не существует. Общая оценка по совокупности показателей может быть:
- - благоприятной;
- - неблагоприятной;
- - средней;
- - противоречивой;
- - сложной.
Для оценки конъюнктуры определяются показатели следующих групп:
1. Объём производства и предложение товара. Показатели: объём, динамика, структура предложения, производственный и сырьевой потенциал предложения, эластичность предложения (т.е. зависимость от цен на конкретную продукцию и цен на ресурсы).
2. Спрос на товар, т.е. количество реально покупаемого товара на рынке. Он может быть удовлетворённый (равен объёму продаж) или неудовлетворённый (есть возможность, но ещё не купили). Показатели: объём спроса, его структура и динамика, ёмкость рынка, эластичность спроса (от доходов, цены товара).
3. Пропорциональность рынка. Оценивается соотношением спроса и предложения, практически определить очень трудно. При оценке пропорциональности рынка отдельных товаров опираются на косвенные показатели, например, изменение цен, размеры запасов, а также на прямые показатели: объём предложения, объём спроса, их динамика. Их анализ позволяет оценить степень сбалансированности спроса и предложения в данное время. Кроме того, для оценки пропорциональности фирмы используются следующие показатели:
- - товарная структура товарооборота;
- - раздел рынка между продавцами;
- - структура продавцов;
- - структура покупателей;
- - географическая структура рынка;
- - соотношение рынков средств производства и потребительских товаров.
4. Тенденции развития рынка. Необходимы данные за несколько последних периодов времени. Показатели: показатели роста:
- - характеризующие текущую конъюнктуру (например, объём продаж, уровень цен, товарные запасы);
- - конъюнктуру в долгосрочном периоде (например, прибыль, инвестиции).
5. Колеблемость, устойчивость, цикличность рынка. Для выявления этих признаков требуется более глубокий анализ. Если колебания небольшие и цикличные, то они не опасны для субъектов, а вот если большие и хаотичные, то это осложняет действия всех участников. Показатели анализа:
- - коэффициенты вариации показателей объёмов продаж, цен, товарных запасов во времени или по географическим районам (максимум/минимум);
- - параметры линии сезонности и цикличности, минимум/максимум, а также неожиданные единичные колебания, их количество и частота.
6. Деловая активность. Более сложный набор показателей:
- - портфель заказов, его состав, заполняемость, динамика;
- - количество сделок, их размеры, частота, динамика;
- - степень загруженности производственных и торговых мощностей.
7. Коммерческий риск. Оценивается экспертно.
8. Размер рынка, уровень монополизации и конкуренции. Это позволяет определить масштабы, тип рынка, принципы его сегментации, разработать стратегию.