Полезность продукта для потребителя
Главным инструментом маркетинга для достижения этих целей является товар. Через посредство товара, продукта производитель, продавец взаимодействует с рынком. От того, насколько товар соответствует требованиям покупателя, зависит успех и маркетинга, и достижения целей фирмы в целом.
В маркетинге товар рассматривается как средство достижения целей фирмы и решения задач маркетинга. При определении плановой структуры, производственной программы предприятия в неё включаются товары, полезные не только для изготовителя, но и для потребителя. Поскольку экономическая эффективность производства товара не всегда прямо зависит от его потребительской полезности и вторично по отношению к ней, в маркетинге полезность товара для потребителя рассматривается и оценивается особо.
При оценке полезности товара её классифицируют:
- 1. Основная полезность – зависит от назначения продукта и поэтому специфична для каждого вида товара.
- 2. Дополнительная полезность: экономичность; удобство использования; престижность (соответствие моде); соответствие личному вкусу.
Значимость дополнительной полезности при оценке разных товаров в разных условиях различна. Существуют и иные классификации дополнительной полезности.
После оценки полезности товара для изготовителя и потребителя, он (товар) включается в проект производственной программы.
Оценку полезности производят разными методами:
- 1. Экспертный метод – с формализацией и количественными оценками итоговой полезности.
- 2. Метод анкетных опросов потребителей.
- 3. Реакция рынка, т.е. величина реального спроса на товар.
- 4. Результирующей и наиболее разносторонней оценкой полезности товара для потребителя в сравнении с товарами-конкурентами является его конкурентоспособность.