Оценка конкурентоспособности товара
Конкурентоспособность товара – это характеристика его способности быть проданным на определённом рынке в определённых объёмах и в определённое время. Конкурентоспособность относительна и зависит от свойств товара, состояния рынка и других факторов.
Для анализа конкурентоспособности измеряются и оцениваются показатели продукта и условия рынка. Структура этих показателей:
1. Показатели качества товара:
- - назначение товара;
- - безопасность/безвредность;
- - сохранность;
- - эргономичность;
- - эстетичность;
- - экологичность;
- - весогабаритные показатели.
2. Показатели технико-экономического уровня производства:
- - материалоёмкость;
- - энергоёмкость;
- - трудоёмкость;
- - показатели унификации и стандартизации;
- - себестоимость изготовления;
- - транспортабельность;
- - эксплуатационные затраты (затраты пользователя).
3. Показатели состояния рынка:
- - новизна/уникальность;
- - патент на правовые показатели;
- - среда потребления и условия продажи;
- - соответствие обычаям и привычкам покупателей;
- - реклама;
- - протекционизм;
- - политическая обстановка;
- - особые климатические условия.
Оценка конкурентоспособности товара по этим группам показателей, проводится в форме коллективной экспертизы с использованием всех источников информации о данном товаре, о товарах-конкурентах, о среде, и состоит в сопоставлении характеристик данного товара с характеристиками лучших известных аналогов. При этом используются разные методы обработки и качественной оценки данных. Результатом должна быть суммарная оценка полезности в баллах/у.е.
От конкурентоспособности товара зависит конкурентоспособность фирмы. Поэтому предприятие использует для управления конкурентоспособностью все факторы, показатели и возможности.
Кроме того, для повышения конкурентоспособности используются:
- - предоставление льгот при оплате товара;
- - скидки и льготы таможенных сборов;
- - комплектность поставок.