Создание нового продукта на основе собственных НИОКР
Создание нового продукта на основе собственных НИОКР идёт по следующим стадиям:
- 1. Возникновение замысла товара. Главное – сформировать назначение будущего товара, определить потребности, которые будут удовлетворяться, наметить отличительные черты будущего товара. Создание мысленного образа товара.
- 2. Выдвижение и формулирование идей. Важно придумать и разработать варианты идей товара, понятных для потребителя. Этих образов может быть несколько.
- 3. Отбор идей. Используются опросы экспертов и потребителей, метод фокус-групп.
- 4. Разработка идеи и её проверка. Идея товара исследуется теоретически. Результатом будет теоретическое обоснование о реализуемости решения.
- 5. Разработка стратегии маркетинга. Данная стадия выполняется параллельно с предыдущей, но может появиться несколько раньше, а завершиться позже. Содержание состоит в определении перспективных и поэтапных стратегий в области маркетинга и, конкретно, продуктовой, ценовой, сбытовой и коммуникативной политик маркетинга данного товара.
- 6. Анализ ситуации. Анализу подлежат соответствующие внутренние и внешние среды. Изучаются лишь те элементы и свойства среды, которые связаны с будущим товаром. На базе результатов анализа разрабатываются стратегии маркетинга в полном объёме и вырабатываются варианты продукта для последующей проектной разработки и реализации.
- 7. Разработка товара. На этой стадии разрабатывается конструкция, состав, рецептура, форма, другие характеристики, технология, проект организации производства. Проверка результатов разработки. Ведётся изготовление и испытание макетов, опытных образцов в лабораториях или опытно-экспериментальных партий продукции. Если проектируются большие, то несколько штук (их пытают).
- 8. Производство и испытание нового товара в рыночных условиях. Полная материальная подготовка производства и его обеспечение необходимыми ресурсами.
- 9. Развёртывание коммерческого производства продукта. Имеет место в случае положительных результатов тестирования и внедрения. Если товар не был принят рынком, то процесс создания либо прерывается, либо возвращается к одной из предыдущих стадий.
Считается, что полной гарантии успеха нового продукта нет. Например, в пищевой промышленности 98% новых продуктов гибнут.
Неудавшийся продукт называется Flop-продут. Типичные причины неудачи нового продукта:
- 1. Недостатки самого товара.
- 2. Неудачная реклама.
- 3. Превышение фактических затрат над расчётными.
- 4. Завышенная начальная цена.
- 5. Сильные ответные меры конкурентов.
- 6. Необоснованное проталкивание руководителем понравившейся ему идеи/решения.